Найти тему
420 подписчиков

Станция Ишим. Поезд вне расписания.

На железнодорожном вокзале Ишима в мае 2023 года установили табличку там, где в 1918 году останавливался поезд с царской семьей. Перед установкой её освятил епископ Ишимский и Аромашевский Тихон. Акцию приурочили к 155-летию со дня рождения последнего российского императора.
Как же Государь Российский попал на станцию Ишим, ведь известно, что после Тобольска, он был доставлен в Екатеринбург, а путь по железной дороге через Тюмень, минует Ишим. Итак, царская семья находится в Тобольске под охраной. 22 апреля 1918 года по требованию революционно настроенных солдат из охраны царской семьи в Тобольск из Центра прибыл комиссар В.В. Яковлев, с отрядов в 150 солдат и телеграфистом, для непосредственной связи с Центром.
25 апреля Яковлев объявил солдатам и офицерам охраны, что он имеет приказ увезти царскую семью из Тобольска. Позднее он сообщил об этом Государю. Вопрос, куда предстоит ехать – конкретно ни с кем не обсуждался.
Наследник престола- цесаревич Алексей был в то время тяжело болен и ехать не мог. Семья категорически отказывалась разлучаться. Но на семейном совете 25- 26 апреля 1918 года было решено, что с Яковлевым все же поедут царь, царица и одна из дочерей – Мария Николаевна. За остальными членами семейства Яковлев обещал вернуться в самое ближайшее время.
Утром 26 апреля Царь, Царица и Великая Княжна Мария выехали на лошадях из Тобольска. С ними было совсем небольшое количество прислуги и часть вооруженного отряда Яковлева. Ближайшим пунктом назначения была Тюмень (от Тобольска 285 верст). По пути миновали большие села Иевлево и Покровское. 27 апреля в 9 вечера прибыли в Тюмень.
Отсюда лежало два пути в Европейскую Россию: ближайший – через Екатеринбург. И по кругу – через Ишим, Омск, Петропавловск, Курган, Челябинск, Самару. Вечером этого же дня Яковлев повез царскую семью в специальном поезде на запад, в Екатеринбург. Но в дороге выяснилось, что в Екатеринбурге царский поезд будет задержан, а Яковлев объявлен уже вне закона за попытку увезти царя. Тогда поезд поворачивает обратно в Тюмень и отправляется в сторону Омска.
В 1989 году опубликованы дневники Николая II, «28 апреля. Воскресенье. Все выспались основательно. По названиям станций догадались, что едем по направлению на Омск, начали догадываться: куда нас повезут после Омска? На Москву или на Владивосток? Обедали на остановке, на станции Вагай в 11 часов. Очень вкусно.
Возможно, обед подали прямо в вагон. А возможно, он состоялся в здании вокзала, где вероятно был развернут (как и на любой крупной станции) «пункт питания для раненых воинов». Поезд после Вагая снова двинулся в путь – на восток. Учитывая скорость локомотивов того времени и остановки для дозаправки водой паровоза, можно предположить, что через 4- 5 часов, то есть к вечеру того же дня 28 апреля 1918 года, царский поезд прибыл на станцию Ишим.
Неизвестно как долго простоял царский поезд на станции. Охрана в таких случаях отвечала любопытствующим, что едет «иностранная миссия». И снова в путь – дальше на восток. Царский поезд прогрохотал по мосту через реку Ишим. Поезд взял курс на Омск оставляя позади станции Маслянская, Новоандреевская, Мангут (самый восточный населенный пункт Ишимского уезда).
Перед Омском состав был остановлен. Омск уже был уведомлен Екатеринбургом, что Яковлев объявлен вне закона за попытку «увезти царя за границу». Тогда Яковлев отцепил паровоз, один поехал в Омск, пытался договориться по телефону с ЦИКом, но безуспешно, оттуда поступил приказ: ехать через Тюмень в Екатеринбург.
Вот так, глубокой ночью или уже под утро, царский поезд снова проследовал через Ишим, но уже в обратном направлении. В Ишиме ходит легенда об одном путевом рабочем Иванове, который видел Царя в окне вагона, и Николай узнал его, так как до Ревлюции тот служил в охране Зимнего дворца.
Далее из Ишима поезд с царской семьёй вновь проследовал через Тюмень до своего последнего пункта назначения города Екатеринбурга.
3 минуты