18 подписчиков
27.09. Две щепотки счастья. Часть первая.
#текст_как_инструмент #МИФ
Какая книга была у вас в детстве любимой? Задание: сегодня составляем подборку из трех, пяти или десяти книг и фильмов. Главный принцип: каждая книга (или автор) и фильм из этой подборки — это то, что вам приятно читать и пересматривать, то, что дает силы и поддерживает. Личный рецепт книжного счастья, которым можно поделиться.
«Вот встану под душ и утоплюсь!»
Чем может заниматься четырехлетняя девочка одна дома? Нет, не одна, с кошкой! Бегать по квартире наперегонки, пытаясь прищемить Пушке хвост дверью — да, было. Слушать сказки и песни на пластинках — да, с удовольствием!
Кто-то помнит, что такое радиола? В моем детстве была такая. Я очень любила нажимать на ней одновременно несколько кнопок. Однажды смогла зажать все кнопки, а как отжать-то? Кое-как отковыряла. Записать слова песни, исцарапав пластинку в хлам иглой звукоснимателя; полепить, порисовать, покрасить дефицитным польским лаком для ногтей какую-то дощечку, сверху — слой зубной пасты, и снова — лак, зубная паста. Что это было? Рано проснувшаяся тяга к творчеству? И ведь мне не попало — ни за лак, ни за пасту.
Как я не затолкала шпильку в розетку? Шпилька, невидимка, ось из металлического конструктора. Да хоть волос! Хорошо помню, как стояла сбоку, прижавшись к стене — мне казалось, что из розетки вылетит струя пламени, если туда что-то засунуть. Поэтому жизненно важно было правильно встать!
Самым безопасным занятием было чтение. Самая любимая книга того времени — «Капризка». Хочу — не хочу, делаю, что хочу! И первая строчка этого текста — оттуда же. Мне кажется, тогда я перечитывала «Капризку» каждый день. Не так давно увидела новое издание — большая красивая книга. Могла ли удержаться и не купить? Конечно, не могла.
«Пропедевтика детских болезней». В этой книге загадочно все: и фамилия автора — Тур, и название, и картинки (думаю, портреты инопланетян были скопированы с изображений эмбрионов из любимейшей книги моего детства). Гораздо позже, в мединституте, именно пропедевтика научила меня любить медицину.
«Занимательная физика», Перельман. О, я была уже гораздо старше. Наверное, это был 2 или 3 класс, и перечитывала я ее до самого конца школы, до того, как у меня ее «зачитал» один из наших гостей. Просто спер!
Уже будучи врачом-пульмонологом, я вспомнила эту удивительную книгу, услышав: всегда думайте, может ли этот человек болеть этой болезнью! Логика, причинно-следственные связи, целесообразность — то, что я нашла и в «Физике», и у того профессора, и... в книгах Агаты Кристи и Джозефины Тэй. Ну как можно выбрать только десять книг? Я стараюсь изо всех сил, выискиваю самое-самое из прочитанного и любимого, и все равно, не укладываюсь в рамки задания. Если ваш мир рушится, возьмите любую из книг этих англичанок. Все уже было, и все прошло, а ценности остаются теми же. Ой, нет, автора цитаты помню, но в мой «список десяти» он просто не помещается!
В черную депрессивность моих подростковых 90-х очень логично встроился Ремарк. Любимое? Наверное, «Триумфальная арка» (оказывается, медицина сопровождала меня всю жизнь. А я-то думала, что попала в профессию случайно). Или «Тени в раю»? (месть — блюдо, которое отравит, но не насытит тебя) А «Черный обелиск»? Можно выбрать полное собрание сочинений каждого автора?
Уже работая врачом, читала «Доктора Живаго», и никак не могла отделаться от ощущения, что все это мне уже знакомо. Конечно, он был в школьном курсе литературы! Как же пришлось его урезать, сократить и просто кастрировать, чтобы он поместился в квадратики советской цензуры? В этих же квадратиках едва не погибли Набоков и Стругацкие. Они пристрастили меня к одному из любимейших занятий: стараться уложить мысль в строчку, отрезав все лишнее. Получится ли найти к ней рифму? И сохранить размер и ритм? И поиграть словами-смыслами? Хор на меня ругается: как петь такие тексты, Лена?
3 минуты
28 сентября 2023