Я не верю психологию. Как убедить близкого человека пойти к психологу, если он им не доверяет
Вопросы:
1. Что останавливает людей от похода к психологу, даже если им плохо?
Любые решения в своей жизни человек принимает или не принимает базируясь на своих чувствах и ощущениях, которые лежат в основе мыслительной деятельности.
Это может быть стыд рассказать о сокровенном или показаться нелепым, смешным, глупым и т.д. Страх столкнуться с неприятными чувствами, осознаниями и реальной возможностью изменить что-то в своей жизни.
Страх будущего, неизвестности, неопределенности – один из самых сильных, который еще и усиливается в современной реальности скоростью изменений. В настоящем пусть плохо, но понятно, а в будущем неизвестно.
Еще одной из «работающих» причин – являются установки, убеждения и предписания значимых людей: «Ты – сильный/сильная, ты можешь справиться без помощи других», «Ты не справишься!», «Не можешь – не берись!» «Просить о помощи – это слабость», «Не верь, не бойся, не проси!» - можете продолжить из своего опыта.
И тогда человек пытается стать «сам себе Алисой (голосовым помощником)», ждет когда «пройдет само» или включает отрицание как защитный механизм.
2. По каким признакам можно понять, что близкому человеку нужна помощь?
Резкие смены настроения, быстрый набор или сброс веса и вообще не принятие своего тела, нарушение режима сна, изменение аппетита, сложности в выстраивании коммуникаций, потеря «смысла жизни», отсутствие желаний, не понимание ценности себя, изменение интенсивности социальных контактов – как снижение вплоть до отсутствия, так и быстрый рост в разных интересах, ваше состояние рядом с человеком. Если «вам кажется», что близкому нужна помощь, то скорее всего «вам не кажется».
3. Как, собственно, убедить близкого пойти к специалисту, какие слова подобрать? Есть ли какие-то фразы, которые стоит и не стоит говорить?
Процесс коммуникации и убеждения очень индивидуален и основан на психологических особенностях личности и его системе ценностей. Есть много психологической бизнес-литературы, связанной с темой коммуникаций: продвижения своей идеи, «работа с возражениями», формированию навыков в переговорах и так далее. Одна и та же фраза может работать с одним человеком и вообще не работать с другим.
Важно:
- объяснить из «я – сообщения», что вас беспокоит, из каких ваших чувств рождается желание помочь и почему для вас это имеет ценность, не уходя в нравоучения
- задавать открытые вопросы, побуждающие к размышлениям
- дать время и пространство в размещении эмоций, чувств и мыслей, которые связаны у близкого с получением психологической помощи
- дать возможность почитать, посмотреть, поизучать на понятном человеку языке (логическом, эмоциональном, научном, популярном, медицинском, биологическом и т.д.) все что связано с его состоянием
- показать путь и критерии поиска профессиональных психологов
- принять с уважением то, решение, которое примет ваш близкий человек, ведь терапия не будет продуктивной, если у самого клиента нет желания изменений, процесс - «догонять и причинять помощь» - не дает желаемого эффекта, а может быть даже отражением созависимых отношений.
4. Как объяснить, что работа с психологом эффективна?
Хочется еще раз проговорить о индивидуальном подходе к построению здоровых коммуникаций.
Возможно это форумы с обсуждениями, где можно пообщаться с большим количеством людей, возможно свой собственный пример или пример близких, возможно данные статистики, участие в профессиональных конференциях и включением психологических мастер-классов или выступлений, а может еще что-то, что важно и ценно именно вашему близкому человеку и звучит на понятном именно ему языке.
Скорость изменений в мире становится все выше, информационные нагрузки все больше, а адаптивные механизмы человека не успевают справиться с происходящим. Поэтому, как я думаю, «лучше плакать у психолога, чем смеяться у психиатра». В юмористической подаче фразы вы можете поискать свой собственный смысл.
5. Какие есть основные признаки хорошего или плохого психолога, на которые стоит обратить внимание?
3 минуты
27 сентября 2023