19,9 тыс подписчиков
Снова о Разине или была ли война с Тартарией?
Всё время при написании статьи-напоминания о Степане Разине, как о последнем народном герое запечатлённом в народном эпосе, я не прекращал задавать себе вопрос: зачем? Что за цель была у этого удачливого атамана донских казаков, ушкуйника? Чего ему не хватало в этой жизни: риска, славы, героизма, свершений? Всего перечисленного и много чего кроме того, у него было завались, но тогда к чему этот резкий поворот в судьбе?
Распространённая среди историков версия о мести за убиенного на польско-русской войне брата, на мой взгляд, не выдерживает критики. Иван Разин был казаком, находился на войне в составе казённых войск и обязан был подчиняться приказам воеводы. Гибель военного человека на войне, случай не исключительный. И уж тем более, не достоин мести поступок старшего брата, а именно своевольное оставление позиций и дезертирство.
Есть ещё одно заслуживающее внимание обстоятельство. Другие известные крупные восстания казачества под предводительством Болотникова, Булавина, Пугачёва проходили под знаменем идеи. Первые два - "не допустить", а третье - "изменить" или, если хотите, "возвратить". У Разина не просматривается никакой вообще. Даже царя он не собирался свергать, ограничиваясь дворянским окружением и церковным клиром.
А вот это уже интересно! Благодаря лекциям профессора, доктора исторических наук А. В. Пыжикова (ныне покойного) мы знаем о напряжённой обстановке в годы церковного раскола. Новая царская династия принялась разворачивать огромную державу в сторону Запада. Никонианская реформа представляется нам в сильно упрощённом виде, где фундаментальные противоречия традиционного христианства на Руси и навязываемого греческого (во многом католического) варианта, поданы как простая разница в вопросах ведения службы.
Есть мнение, что появление термина "старообрядцы", тоже имело целью подменить суть раскола и вывелось из недр лагеря инициаторов реформ. Возможно, не спроста активные боевые действия разинцев пришлись на годы окончательного размежевания церковного клира в результате Собора 1667 года и предания анафеме не принимающих новые порядки. Именно тогда начался бунт, возглавленный, в том числе, небезызвестным Аввакумом.
Отсюда могут быть декларируемые идеи поразить не самого царя, а прозападную партию его окружающую и настаивающий на преследовании старообрядцев церковный клир. Здесь же можно вспомнить, что Пугачёв тоже числится старообрядцем, укрывался у них и поддерживался купцами-староверами, промышленниками Урала. И здесь мы вплотную приближаемся к вопросу существования многочисленных Тартарий.
Наличие этих государственных образований исторически бесспорно (на мой взгляд). Но после официального занятия Иоанном Грозным престола Золотой Орды и его переноса в Москву, бывшие улусы перешли в разряд подчинённых регионов и по сути, утратили самостоятельность. Но не утратили порядков, традиций, веры. Веры, которая резко отличалась от западного образца христианства, навязываемого Романовыми.
Для ясности, далёкой аналогией можно считать деление штатов США на демократические и республиканские. У них резко различаются законы, подходы ко многим вопросам, в том числе социальным и общественным. Очень отдалённо это может напоминать и отношения бывших улусов Тартарии-Орды с Москвой-Центральной Россией. Не было никаких отдельных государств, не было официальных границ, не было разных правителей.
Были разные мировоззрения, разные варианты веры, отношения с социумом, то есть с народом. Вот в таком виде всё сходится и находит логичные и непротиворечивые объяснения. В их числе и поход Разина против новых порядков, ведь он даже на Москву не пошёл! Возможно, это была демонстрация протеста сторонников старой веры. Отсюда и народная любовь к не самому толерантному донскому атаману. Во всяком случае, буду разматывать в этом направлении дальше.
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.
3 минуты
28 сентября 2023
147 читали