52 тыс подписчиков
Двойной НДС отменят – и машины подешевеют?
Комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил отмену двойного взимания НДС при перепродаже между дилерскими центрами автомобилей и мотоциклов с пробегом. Документ был инициирован группой сенаторов.
ПРО ДВОЙНОЙ НДС
История давняя. НДС возникает при первичной продаже нового автомобиля. Когда через несколько лет физлицо-владелец продает свою машину дилеру, НДС не платится. Если затем дилер перепродает эту машину другому физлицу, то НДС платится только с разницы между ценой покупки и ценой перепродажи (с наценки).
Если же дилер продает эту же машину другому юридическому лицу, НДС приходится платить с полной стоимости машины – так и возникает «двойной» НДС. При этом вычет НДС можно заявить только с разницы между ценами приобретения и продажи первым юридическим лицом. Казне хорошо, дилерам и покупателям – не очень.
Что делает дилер, чтобы компенсировать эти расходы? Он при перепродаже этой машины делает на нее еще более высокую наценку (минимум +20% – на размер НДС). Поэтому в цепочке CBBC (client to business to business to client – физлицо-дилер-дилер-физлицо) цена заметно возрастает.
КОМУ МЕШАЕТ
Кому это мешает? Например, крупным дилерам из мегаполисов, которые имеют большой склад выкупленных у физлиц автомобилей и которые перепродают их более мелким дилерам в другие регионы – а те уже торгуют этими машинами «на местах».
Это, как вы понимаете, мешает дилерам еще активнее захватывать вторичный рынок. И приводит к появлению схем с посредниками-физлицами.
Поэтому законопроектом предлагается распространить порядок взимания НДС только с разницы в цене покупки и продажи на всех участников многостадийного процесса перепродажи автомобилей – сколько бы их не было.
КОМУ ПОМОЖЕТ
Авторы законопроекта говорят, что дилерам станет легче работать. И это правда.
А еще говорят, что из-за ухода от схем с прокладками возрастет собираемость налогов. Вот тут уже спорно. При двойном НДС налогов собирается немало. Кабмин уже заявил, что необходимо определить источники компенсации выпадающих доходов федерального бюджета в случае перехода на такую схему.
ПОДЕШЕВЕЮТ ЛИ МАШИНЫ
Не подешевеют. Чем больше бэушных автомобилей затягивается под дилеров, тем они дороже становятся. И каждая перепродажа все равно поднимает цену.
Продажа бэушек через дилеров это более цивилизованная и удобная форма продажи – факт. Но при нынешнем дефиците автомобилей дилеры в любом случае будут их продавать по максимальной рыночной цене – вне зависимости от двойного или «справедливого» НДС.
Материал от Максима Кадакова.
2 минуты
26 сентября 2023
232 читали