Найти тему
467 подписчиков

26 СЕНТЯБРЯ – «ВОСКРЕСЕНИЕ СЛОВУЩЕЕ», ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК УНИЧТОЖЕННОГО ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА – ГЛАВНОГО ХРАМА БЕЖЕЦКА.


«Самым красивым местом в Бежецке была городская площадь с громадным пятиглавым собором и высокой колокольней», – писал в своих воспоминаниях «иконописец всего зарубежья», архимандрит Киприан (Кирилл Дмитриевич Пыжов).

Для меня эти воспоминания стали одной из главных краеведческих находок последнего года. Они содержат самое яркое и подробное в мемуарной литературе описание интерьеров Воскресенского собора, уничтоженного в 1936 г. в рамках компании по добыче кирпича для постройки льнокомбината. Учитывая, что до сих пор не известно ни одной фотографии внутреннего убранства главного бежецкого храма, свидетельство о. Киприана приобретает особую ценность.

«Как-то особенно запечатлелся в детской памяти таинственный полумрак, глубина сводов с потемневшей росписью и высокий многоярусный иконостас с рядами потемневших икон пророков, апостолов, праздников и разных святых. Все иконы покрыты серебряными потемневшими басменными окладами, то есть рельефными фонами, обрамляющими красочные изображения святых.

В детском возрасте при входе в этот собор, чувствовался необъяснимый, немного страшноватый, необычайный трепет, какое-то потустороннее ощущение связи с прошедшими веками».

Многоярусный иконостас, перед которым молился юный Кирилл Пыжов, действительно был древним. Известно, что он был сооружен вместе с собором в 1707–1726 гг. «Украсиша же и иконостасы новосооруженную тоя церковь», – сообщает «Сказание о создании, украшении и освящении соборныя каменныя Христа и Бога Воскресения церкве, яже во граде Бежецком Верху». Внутренние и внешние росписи храма были значительно моложе: они были выполнены в 1838–1839 гг. бежецким мастером Михаилом Васильевичем Тырановым в период масштабной перестройки собора. С этого момента собор стал образцом для многих храмов в Бежецком уезде и далеко за его пределами, украшать которые приглашали тырановскую артель.

Главный престол собора был освящен в честь обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Это торжество установлено в память освящения храма, который построил равноапостольный Константин Великий в 335 году на месте распятия Иисуса Христа – Голгофе. По церковной традиции, в храмах, посвященных празднику обновления храма Воскресение Христова в Иерусалиме, положено совершать богослужение Пасхальным чином, поэтому такое богослужение часто называют «осенней Пасхой».

Отец Киприан вспоминает: «Внутри собора летний зной сменяется благостной прохладой, пропитанной ароматом ладана и не хотелось выходить на шумную базарную площадь, где среди телег и рассупоненных коней, жующих овес из расписных торб, подвешенных под морду, толпились мужики и бабы, торгующее своим деревенским товаром: кто скотом, кто птицей, кто топлёным маслом в кадушках, или другим сельским добром, – смотря по сезону.

В Царские дни (царскими днями назывались дни рождения Государя Императора и Императрицы и наследника Цесаревича), в соборе, после обедни, служился молебен о здравии царя или царицы. На этот молебен сходились батюшки из приходских церквей и соседних сел. Во главе предстоятельствовал соборный протоиерей о. Стратоницкий – высокий, степенный, седовласый, в золотой, парчовой ризе, в темно-лиловой камилавке на голове. По правую и левую стороны, один против другого, стояли священники по старшинству: старшие – седобрадые, в камилавках фиолетового бархата, за ними следовали еще не поседевшие, или впроседь – в скуфьях такого же бархата, а за ними молодые. Все в золотых, парчевых облачениях. Когда такой сонм предстоял пред царскими вратами древнего величественнаго иконостаса, то не знаешь, – сон это, или наяву?»

1. Воскресенский собор и Казанская церковь. Фото нач. XX в. из архива ИИМК РАН.
2. Бежецк, вид от Штаба на мост и Воскресенский собор. Открытка издания В.А. Иванова по негативу П.М. Дружинина. 1910–1911 гг. Из открытых источников.
3. Воскресенский собор на панораме Бежецка 1901 г. ГАТО.
3 минуты