Найти в Дзене
4815 подписчиков

Ладно, будет пост размышлений, простите. Сегодня вечером мы записывали очередной эпизод подкаста «Учитель нашего времени», он снова получался не только про педагогов и практики, сколько по попытку понять, с чем же мы имеем дело. Тема была медиааграмотность, в гостях у нас с Андреем – Александр Милкус,руководитель лаборатории медиакоммуникаций ВШЭ.


И вот мы пытались определить, как понимать медиаграмотность в рамках образования. То ли умение отличить фишинг от нормальной ссылки, то ли критическое мышление в рамках Википедии, то ли навык медиакоммуникаций в современном мире. Одно из самых сложных понятий для меня, которое на самом деле укладывается в базовые навыки адаптации к миру, в котором половина и больше жизни проходит в диджитале. И разительно отличающееся от того, что в него вкладывают в рамках школы. То есть я считаю это метапредметкой, но это все для мира розовых пони, конечно. Поэтому первый вопрос. Давайте попробуем сформулировать, как вы для себя понимаете медиаграмотность?

Параллельно затронули проект «Медиакласс», который реализуют в московских школах. Я была в нескольких «Медиаклассах». Скажу честно, все они очень разные. Есть прекрасные, с увлеченными детьми и увлеченными педагогами. Есть унылые, куда собрали всех детей, которые не прошли в научно-техническую параллель, социально-экономический класс и другие перспективные направления.

И тут у меня снова открытый вопрос – я понимаю, что навык владения управления медиа, понимания медиа (а не журналистики) очень важен. И даже не рамках подготовки квалифицированных видеографов, дизайнеров и так далее. Это надуровневый навык, который я бы, если честно, отдавала бы магистратурам, а не ставила бы как профиль в школе. Но я, конечно, не системный человек от образования, я просто человек, который много лет этим занимается, поэтому мое мнение может быть предвзято. Мне интересно, наверно, сейчас ваше мнение: вы понимаете суть медиакласс и отдали бы туда ребенка? Вот здесь и в этом год, с позиции мы в 2023.

Третье, что я должна сказать, что, конечно, у нас происходит какая-то трагедия определений. Например, есть слово «цифровизация» и словосочетание «цифровизация в образовании». Мертвые термины, в которые каждый вкладывает свое (мы об этом долго разговаривали с прекрасным Дмитрием Фишбейном вот здесь, кажется, я уже давала ссылку, но этот разговор – отличный рефлексивный пункт). Если честно, я когда его вижу в очередном пресс-релизе, меня просто передергивает. Медиаграмотность в ее текущем формулировании и понимании – из того же ряда. Каждый раз вспоминаю Чуковского и Галь – о том, как канцелярщина замещает жизнь.
2 минуты
103 читали