798 подписчиков
Расширенное заседание Президиума Госсовета в Великом Новгороде, посвященное развитию рынка труда, не сказать, чтобы вызвало широкое обсуждение.
А зря.
Потому что речь идет о вещах, которые в гораздо большей степени влияют на ход противостояния с Западом, чем военные столкновения на Украине. Сейчас уже ясно, что это противостояние - не из-за Украины, и даже капитуляцией Украины не закончится. Не знаю, предвидела ли команда президента, что дело примет такой оборот (видимо, такой сценарий был, но он не был главным), но судьба изменения мирового порядка, если по гамбургскому счету, сейчас зависит от соревнования двух ВПК - российского и американского с европейским. Поэтому обозначившийся дефицит кадров на российском рынке труда сопоставим с отсутствие мобилизационного резерва для военных действий. И "рекордно низкий показатель безработицы" имеет увы! - свою оборотную сторону. Если не удастся сохранить хорошие темпы развития экономики, этот показатель может уйти в крутое пике.
И вот здесь, к сожалению, в 575 китайский раз приходится говорить о проблемах нашего профессионального образования, которое и является главным производителем кадров специалистов. Можно в течение одного года, как говорили в правительстве, увеличить производство танков в десять раз, выбрав для этого все свободные инженерные кадры, в том числе постпенсионного возраста, но для дальнейшего увеличения нужно адекватно увеличить выпуск новых молодых специалистов.
А образование - самый консервативный из всех социальных институтов. Он как запряженная тройка лошадей (высшее, среднее и школьное) - невозможно пришпоривать одну лошадь, не обращая внимания на остальных.
Резко увеличить подготовку кадров невозможно. Чтобы увеличить выпуск, нужно сначала увеличить набор, а как его увеличить, если «кандидаты в доктора», говоря словами Высоцкого, долгие годы не пополняются молодыми специалистами: не прельщают низкие зарплаты, да и сама система подготовки кадров высшей квалификации давно развалена безграничным экспериментированием и зудом бесконечных реорганизаций.
Да и в количестве ли специалистов дело? Высшее образование наше страдает двумя никак не излечимыми болезнями: во-первых, оно все еще пытается быть европейским (готовит не профессионалов, а образованцев с дипломами), во вторых оно всеми фибрами привязано успешной коммерциализацией к рынку образовательных услуг и очень мало связано с рынком труда. Наполовину коммерциализованные вузы (а по направлениям юристов и экономистов, зачастую, полностью) штампуют тех специалистов, которыми хотят видеть своих детей папаши и мамаши, платящие за их обучение деньги. А работодатели, которые никаких денег за специалистов не платят, вообще мало интересуются, что там творится в вузах.
И в голос привычно рыдают о дефиците кадров.
И на всех столбах расклеивают объявления, призывающие на работу «специалистов с опытом работы».
Об эфемерности отношений между рынком труда и образованием красноречиво говорит провальная незаполненность бюджетных мест при поступлении в вузы по целевым направлениям от работодателей.
Чтобы решить проблему дефицита кадров, начать было нужно с образования, и сделать это даже не вчера, а позавчера.
А сейчас остается надеяться только на то, что с кадрами нам поможет Северная Корея.
2 минуты
25 сентября 2023