618 подписчиков
Твари Лавкрафта вокруг Бейкер-стрит
Это реттелинг первой повести про Шерлока Холмса с допущением о том, что в этом мире лавкрафтианские боги существуют и однажды пришли в мир, чтобы править людьми.
На примере этих двух рассказов хорошо видно, насколько большое влияние Лавкрафт оказал на большинство европейских и американских фантастов.
Лавкрафта продолжают, переосмысляют, реконструируют и деконструируют. Ему не устают наследовать как стилистически, так и тематически.
Из-за этого складывается ощущение, что Лавкрафт и его мифы это не просто литература, а некая древняя мифология наравне с греческой и скандинавской. Наверное, Лавкрафта в этом плане можно считать наиболее успешным фантастом за всю историю литературы.
Что касается самого «Этюда в изумрудных тонах», буду краток:
📚 Не лучший рассказ Геймана по исполнению, но один из лучших по изобретательности концепта;
🦑 Лавкрафта здесь намного меньше, чем может показаться из описания, аннотаций и некоторых обзоров;
🔍 Вайб Холмса здесь достаточно зыбкий и держится скорее на уровне упоминаний Бекйкер-стрит, миссис Хадсон и Лестрейда;
📰 В начале каждой короткой главы есть прикольные отсылки. В формате газетных объявлений Гейман отсылает к знаковым литературным персонажам. Например, реклама порошка доктора Джекила, контора кровопускания Влада Цепеша и обувной магазин Джека. На сюжет они не влияют, но расширяют атмосферу;
🎭 Очень ёмко подана экспозиция мира. Герои в театре смотрят пьесу о том, как однажды боги Лавкрафта вышли из глубин, и как люди встретили их как спасение. Классно получилось. Единственное, я бы эту сцены хотел увидеть скорее в начале, а не ближе к середине.
🕵 Большущий спойлер: Как и оригинальная повесть про Холмса, здесь повествование идёт от первого лица, мы наблюдаем сюжет глазами напарника детектива, вернувшегося из Афганистана. Ни его имя, ни имя Холмса не упоминается ни разу. И только в конце мы узнаём, что всё это время рассказ вёл отставной снайпер Себастьян Морроу, а в убийстве помогал Джон Уотсон.
Из письма подозреваемого можно догадаться, что вторым убийцей был как раз Холмс. Кто тогда вёл дело? Вероятно, профессор Джеймс Мориарти. Короткие отсылки, по крайней мере, говорят именно о таком раскладе. Вот, что я называю вот-это-поворотами. Смесь этого простого эффектного приёма с концепцией «Холмс + Лавкрафт» влюбили меня в рассказ.
Теперь моя сальная мечта в том, чтобы Гэттис и Моффат, перед тем как снимать пятый сезон Шерлока, срежиссировали спэшл-экранизацию ретеллинга Геймана. Это был бы лучший камбэк легендарного сериала.
2 минуты
24 сентября 2023