122 подписчика
Авторы учебников по языкознанию начинают с фонетики, поднимаясь к морфологии, лексике, синтаксису
А И.А. Бодуэн д Куртенэ и Н.В. Крушевский шли обратным путём — от предложения к его составным частям
Нужно начинать с уровня слов, этимологии и извода
Далее разобраться с тем, что такое морфема, далее — с фонемой, и здесь нужно остановиться и выявить особые свойства фонем — их абстрактную, виртуальную природу
Фонема существует только в виде одного из аллофонов, а как таковая в мире не встречается
«Фонема» — одно из важнейших понятий языкознания, поскольку это первое по-настоящему теоретическое понятие, т.е. несводимое к свойствам эмпирически наблюдаемых предметов
На примере фонемы можно рассматривать и единицы других уровней как элементы абстрактных множеств — алломорфы одной морфемы и словоформы одной лексемы
Следовательно, спустившись от слова через морфему к фонеме, следует вновь подняться к морфеме и слову и рассмотреть их как теоретические понятия
А затем переходить к единицам более высокого порядка — высказываниям и текстам, основные свойства которых тоже не сводятся к свойствам эмпирически наблюдаемых предметов
Отсюда один шаг до понимания парадигматических связей единиц любого языкового уровня
1 минута
5 октября 2023