65,4 тыс подписчиков
Очень жаль, что сегодня в нашем образовании упорно пытаются открыть какие-то - совсем не нужные нам - америки. Гораздо полезнее было бы изучить собственный опыт - знаете ли, не одного столетия... Разумеется, - не копировать слепо, а - брать то, что сегодня должным образом сможет изменить нашу систему образования.
Немного интересных фактов... Ну, например, из истории дореволюционных Мариупольских гимназий. Их в городе было две: мужская и женская. В 1914-м году в гимназиях изучались Закон Божий, русский язык с церковнославянским, латинский язык, греческий язык, философская пропедевтика, законоведение, математика, физика, история, география, немецкий язык, природоведение, чистописание. Кроме того, были предметы необязательные (по выбору): пение, музыка, танцы, гигиена, стенография. В первом классе было 24 урока в неделю, в восьмом – 29. Не в пример нашим сегодняшним выпускникам, - печально, но касается и стобалльников... - тогдашние гимназисты грамотно писали, умели не просто читать, а - читать выразительно, знали наизусть много стихотворений, писали интересные, вдумчивые сочинения-рассуждения, решали задачи по математике и физике, знали историю и географию - все... И это само собой разумелось.Сравним с нашим сегодняшним днём: единицы - единицы!.. в нашем-то масштабе! - победителей каких-то олимпиад и конкурсов... А - остальные?.. К концу одиннадцатого класса читают по слогам?.. Да полно, - не читают вовсе...
Сегодня мы отмечаем День учителя. Вот такие интересные сведения приводит в своей исследовательской работе учитель-краевед Павел Мазур:
"Учителя гимназии считались на государственной службе и пользовались теми же правами, что и все государственные служащие. Все учителя, как правило, должны были иметь университетское образование. Однако одного этого было недостаточно для начала работы – требовался документ об окончании учительских курсов.
На учительскую должность можно было попасть только после окончания стажировки, которая длилась от 4 месяцев до года. При поступлении на службу необходимо было принести присягу на верность службе. При этом подписывался присяжный лист, который хранился в Сенате.
Прием на работу по совместительству был запрещен. Не разрешался переход из одного учебного заведения в другое в течение учебного года, так как это могло нарушить процесс обучения.
Педагогический совет гимназии осуществлял руководство учебной и воспитательной работой учебного заведения. Как правило, педагогический совет собирался один раз в месяц. Все заключения и выводы педагогического совета утверждались высшим начальством. При разногласиях между директором и советом арбитром выступал попечитель учебного округа. Даже если в совете было одно отличное от других мнение, то оно непременно докладывалось попечителю.
По гимназическому Уставу 1871 года недельная нагрузка учителя составляла 12 часов. Исходя из нее, назначалось жалование.Существовало четыре вида годичных окладов: 750, 900, 1250 и 1500 рублей.
Низший оклад полагался при поступлении на службу и в первые пять лет работы. Через пять лет все преподаватели начинали получать жалование по второму разряду. Следующее повышение зависело от многих факторов. Во-первых, от вакансии, так как окладов третьего и четвертого разрядов было всего несколько. Учитель, претендующий на повышение оклада, должен был иметь длительный стаж работы и хорошую характеристику. Те учителя, которые получали высший оклад, получали звание «заслуженный», однако оно не давало никаких льгот.
Существовали и некоторые другие формы доплаты учителям. Учителя словесности и древних языков получали по 100 рублей за проверку письменных работ. В гимназиях применялась и практика специального найма учителя для проверки тетрадей по словесности и древним языкам.
Весьма высокой была доплата за проведение дополнительных уроков сверх ставки: до 60 рублей в год за проведение одного недельного урока.
(см. продолжение в следующем посте, - к сожалению, здесь ограничено количество знаков, а материал интересный, - с уважением, автор)
3 минуты
5 октября 2023
1473 читали