31 подписчик
Игра - язык, на котором говорят дети
(почти репортаж с тонной рефлексии)
Игра – создание виртуальности в реальном пространстве. Игра актёра, игра на музыкальном инструменте, игра в прятки... Пересечение смыслов создаёт порой поразительные вещи. Например, игра в «настолку» может вдруг материализоваться в театральном фойе взорвав все стереотипы о «храме культуры», где могут быть только пафосные наряды и чопорные физиономии. Но детский театр, к счастью, может быть другим, более близким к зрителю, тем более, когда он – этот зритель – совсем юный и пока до конца не понимает, что это за место такое – театр. (Ага, как будто взрослые «до конца» понимают).
30-го сентября, за час до спектакля «Золушка», в фойе Пермского ТЮЗа включился свет, и театр ожил. Ещё не успели дети переступить порог особняка, а тот уже забормотал что-то на «особнячном». Лёгкий порыв суеты пронёсся по анфиладам комнат, а потом начали появляться будущие зрители. И если начинается театр с вешалки, то продолжился он в буфете. И, вроде бы, приходят сюда приобщиться к прекрасному, но театральный буфет – это что-то настолько сакральное и близкое каждому, что ваш покорный слуга даже стал поглядывать на витрину с выпечкой и прочими угощениями.
А в фойе между тем «Мастера игры» открыли свои интригующие деревянные ящики с играми и только ждали участников. Первыми затрещали круглые плоские шайбы, потом застучали вытянутые деревянные дощечки с изображением животных, выстроились в воздушную и невесомую композицию гвоздики на толстых ножках, застучали подвешенные шарики и зашуршала разноцветная бумага для оригами. Ребятишки переходили между столами (и этажами), вовлечённые в пространство игры. Кажется, что каждый нашёл что-то себе по душе, ведь игра – это язык, на котором говорят дети.
Впрочем, кое-кто из взрослых тоже вовлёкся в процесс. Одна девочка играла с мамой в «Гвоздики» и страшно расстроилась, когда вся композиция рухнула. Другая мама сыграла с детьми в резиночки – игру с упомянутыми выше круглыми шайбами, которые нужно было перекидывать на поле противника…
Где-то у столов с разноцветными деревянными шарами на фоне шума и гомона промелькнула мысль про базовую потребность всякого маленького человека выпустить бешеную энергию, от души пошуметь, пообщаться и провзаимодействовать, в том числе и через игру. И то, что это может происходить в детском театре, в общем-то, хорошо и естественно.
А за огромным столом с разноцветной бумагой для оригами, оказывается, делали волшебные палочки. И если это не было так задумано, то пересечение со спектаклем «Золушка» получилось просто фантастическое, ведь где Золушка, там и фея-крёстная, а какая фея обходится без волшебной палочки?
С первым звонком схлынула волна шума, а потом накатила другая – шелестящая волна движения к зрительному залу. И казалось, что сейчас начнётся спектакль, и всё будет, как обычно (ну да, в театре, «как обычно»), но после третьего звонка на сцене появился какой-то неведомый персонаж. Это был Жан-Батист Мольер собственной персоной (разумеется, это был артист в роли Жана-Батиста, но я вам этого не говорила), и началось само посвящение.
Прозвучали слова «комедия» и «трагедия», громкий смех и детские возгласы заполнили пространство зрительного зала, так что сам воздух стал горячим. А потом Жан-Батист взял с ребят слово, что они будут следовать правилам театрального этикета (речь шла про то, что с едой в зрительный зал нельзя, а успевать занять своё место надо до третьего звонка; впрочем, и родителям не помешало бы это помнить). Взволнованные играми, ребята очень бурно и эмоционально воспринимали спектакль и были, кажется, целиком вовлечены в действие.
3 минуты
4 октября 2023