Найти тему

Чем может пожертвовать человек и ради чего?

Считается, что человек отличается от животных наличием моральных и нравственных ограничений. Однако еще в 80-х года прошлого века был открыт, а несколько лет назад опытным путем в лаборатории Смитсоновского института тропических исследований в Панаме подтвержден любопытный факт, касающийся представителей семейства вампировых отряда рукокрылых (Desmodontinae).
Короче, вот эти вампировые – это летучие мыши, которые питаются кровью. В среднем летучая мышь в состоянии прожить без пищи около двух дней. При этом в среднем же одна летучая мышь имела удачную охоту раз в десять дней. То есть просто по статистике все эти летучие мыши должны были передохнуть за одно поколение.
Или научиться охотиться лучше.
Или сменить рацион.
Однако этого не произошло. Эти твари научились кормить друг друга. Тот вампир, который возвращался с добычей, делился кровушкой с другими. Но самое любопытное, что вампиры запоминали тех, кто их кормил и в следующий раз кормили их. А те, кто не делился, не имели шанса получить угощение. Более того, их изгоняли из коммюнити, и они в скором времени умирали с голоду.
То есть, мы видим, что неразумные твари проявляют что-то вроде морального поведения. Не эгоистичного. Направленного на выживание всего сообщества.
Похоже, мы получили эту модель поведения в наследство от животных, это не наше открытие.
Оспаривать авторское право Создателя – задача скучная и неблагодарная, мы в эту сторону не пойдем.
А вот я задумался, а что такое вообще мораль и нравственность, если попробовать посмотреть на них как на инструменты.
Мораль – это набор стратегий, направленных на выживание общества в том виде, в каком оно существует в данный момент.
Нравственность – это мета-стратегия, способ создания стратегий, правила выработки морали в тот или иной момент времени.
Есть люди, которые более склонны соответствовать правилам морали и люди, которые склонны эти правила нарушать.
Люди, которые скорее соблюдают правила морали, склонны для закрепления желательного поведения использовать некие практики – молитва, медитация, чтение, создание и потребление произведений искусства.
Эти практики – это всего лишь инструменты. Все зависит от того, как их использовать. Сами по себе они не делают человека более или менее моральным. Но если они направлены на развитие нравственности и соблюдение морали – тогда реально что-то в человеке меняется.
Многолетнее использование этих практик делает человека, назовем это так, духовным. Меняется уровень его мышления. Уровень задач, которые он перед собой ставит.
Прежде всего его действия теряют прагматику, связанную с собственным выживанием.
Чем больше человек, тем большим он может пожертвовать ради большего коммюнити. Например, человек жертвует собой ради семьи. Это моральный поступок. Красивый. Одобряемый обществом.
А что если человек жертвует не только собой, но и своей семьей ради выживания города? Тоже красиво, но мы уже содрогнемся от ужаса.
Давайте попробуем пойти дальше.
А если он жертвует своим городом ради выживания страны?
А если он жертвует своей страной ради выживания человечества?
Не дай бог кому-нибудь когда-нибудь оказаться перед таким выбором. Не дай бог.
Но самый интересный вопрос тут другой. Каким нужно быть человеком для того, чтобы вообще оказаться способным не то что принять решение такого уровня – способным вообще разглядеть такой выбор.
Кстати, нужно понимать, что никакой награды кроме всеобщего презрения и забвения такой человек гарантированно не получит.
Чем может пожертвовать человек и ради чего? Считается, что человек отличается от животных наличием моральных и нравственных ограничений.
2 минуты