Найти тему
1475 подписчиков

«Расёмон» - фильм Акиры Куросавы


Эта чёрно-белая классика 1950 года выпуска понравится далеко не каждому современному киноману, но безусловно, будет интересна истинным ценителям мирового киноискусства.

Насколько мне удалось узнать, японское слово «расёмон» переводится как «ворота замка», хотя в своих поисках в интернете, я также наталкивался и на смыслы, означающие нечто демоническое, и в общем-то исходя из сюжета картины, подойти тут могут оба этих толкования.

Дело было так: одинокий путник, застигнутый врасплох ливнем на дорогах древней Японии, прибегает к городским воротам, у которых имеется крыша. Здесь он намерен переждать дождь и согреться, а чтобы было нескучно, поучаствовать ещё и в увлекательной беседе с двумя местными японцами.

И вот один из этих местных начинает таинственный рассказ о некоем преступлении, которому он нечаянно оказался свидетелем, и последующем судебном разбирательстве. В этот момент визуальная картинка смещается на рассказ этого персонажа и здесь уже стартует основная сюжетная составляющая - по типу «повествование внутри повествования».

Рассказчик говорит о том, что в городе недавно прошёл суд над неким разбойником, который убил самурая и изнасиловал его женщину, и поскольку сам он случайно всё это видел, а позже выступал на том суде свидетелем обвинения, зрителю первым делом демонстрируют картину происходящего с точки зрения этого свидетеля. То есть, рассказ очевидца, передаётся нам наглядно в самом фильме. И тут начинается главная интрига.

Дело в том, что когда разбойника задержали и доставили в суд, оказалось, что все показания свидетеля не сходятся с тем, что говорит подсудимый, практически ни в одном пункте. И не сходятся они не потому, что преступник отрицает свою вину, напротив - он признаётся во всём полностью. Однако хронология событий, способ совершения преступления и поведение жертв, в глазах бандита выглядели совершенно иначе, нежели то казалось свидетелю.

И тут-то, может, и не было бы ничего удивительного, когда бы далее на суде не вышли со своими показаниями: сама потерпевшая, другие свидетели и дух погибшего самурая (допрошенный через медиума), каждый из которых, в свою очередь, рассказал о произошедшем в совершенно иной интерпретации событий.

Наиболее примечательно здесь то, что все эти расхождения в показаниях не являются чем-то малозначительным, вроде неточностей по времени, или окружающей обстановки. По сути, все рассказы допрашиваемых участников процесса, создают совершенно оригинальные истории, которые не сопоставляются между собой вообще никак.

Что хотел передать этим посылом великий Акира Куросава, сам я, честно говоря, до конца не понял. То ли мораль тут в утрированной демонстрации того, как все люди видят одно и то же совсем по-разному, то ли намёк на какого-то «демона», который всех попутал и сделал много горя.

В общем, не могу похвастаться, что распознал истинный смысл фильма, но кино отличное. Сейчас таких не делают.
«Расёмон» - фильм Акиры Куросавы   Эта чёрно-белая классика 1950 года выпуска понравится далеко не каждому современному киноману, но безусловно, будет интересна истинным ценителям мирового...
2 минуты
102 читали