24,8 тыс подписчиков
Взгляд телескопа «Джеймс Уэбб» проникает на пределы видимости, – для чего, собственно, данный аппарат и был создан. Но где они эти «пределы», и что там можно рассмотреть?
Предел досягаемости астрономических приборов, регистрирующих электромагнитные излучения (не только видимый свет), положен прозрачностью среды. Самое же удивительное, что можно узнать о звёздах, – недра их не прозрачны. Достаточно плотная плазма экранирует все длины волн. Именно такой спецспособностью и обладало равномерно заполняющее пространство вещество первые 300 тысяч лет после Большого Взрыва.
Следующие 150 миллионов лет называются «эпохой рекомбинации», на протяжении которой беспорядочно мятущиеся протоны и электроны соединялись в атомы водорода. Почти с самого начала этого периода (380 тысяч лет после Большого Взрыва) пространство становится «прозрачным».
Соответственно, 13.65 миллиардов лет назад рекомбинация завершилась, газ перестал светиться и наступили, так называемые, «тёмные века» вселенной, – эпоха, когда компактные источники света ещё не появились. «Джеймс Уэбб» многое смог рассказать о тёмных веках. Главным образом в ключе того, что их не было. Новые источники свечения – звёзды – начали появляться почти сразу.
...Тогда – на заре времён, – это были ещё не те звёзды. Квазизвёзды. Сверхмассивные, почти мгновенно заканчивающие коллапс вспышкой гиперновой. И ни одной такой звезды пока не смог с уверенностью увидеть даже «Джеймс Уэбб». Слишком далеко. Но последствия взрывов оказались заметны.
Молодую вселенную отличали не только другие звёзды, но и куда более плотная межзвёздная среда. Детонации гиперновых вызывали сферическую волну плотности, нагревая газ и образуя «пузыри реионизации». Обширные сферы ультрафиолетового излучения выявляют места формирования галактик.
1 минута
30 сентября 2023
513 читали