Найти тему
67 подписчиков

Приведём несколько выдержек из дневника равноапостольного Николая Японского, где святой отзывается о язычестве японцев:

.
22 июня 1881 года
По дороге встречались группы разряженных богомолок, плетутся куда-то около Ямада — к идолу, кажется — Дзидзо, покровительствующему жатве. Это после посадки риса — молиться, чтобы был урожай. […] Но замечательна вообще эта потребность народа в богомольных хождениях. Её нельзя не иметь в виду при водворении христианства между народом.
.
2 мая 1893 года
Среди многих десятков, быть может, сотни тысяч не было ни единого пьяного и ни на волос никакого неприличия, никакой грубости, никакой неблаговоспитанности. Нужно сказать правду, японский народ тремя своими религиозными пестунами — буддизмом, конфуцианством и синтуизмом, и ещё своим строгим правительством воспитаны для сей жизни замечательно хорошо; и это доброе воспитание вполне сохраняется ещё в местностях, закрытых для иностранного влияния, как в Хокурокудо.
.
4 марта 1901 года
Японский народ — современник древним государствам, которых теперь и следа нет, тогда как японский народ — жив и полон сил; стало быть, в нём есть прочные задатки жизни. Что это? Добродетели, привлекающие на японский народ Охранительную Любовь Бога и Промыслителя Вселенной? Не знают ещё японцы Истинного Бога, но «естеством законное творят». Три доселешние няньки японского народа, каждая воспитала в нём нечто доброе: синто — честность, буддизм — взаимную любовь, конфуцианизм — взаимное уважение. Этим и стоит Япония. Но пора уже Японии узнать своего Отца Небесного, и что она медлит в сём, что холодна к Христианству, это — дурное в ней, и так далее...
То есть святой Николай Японский находил проблески истины в вере язычников Японии и Китая, находил в язычестве то, что в нём от Евангелия, что в нём от истины.
И он же, возвращаясь в Россию или думая о ней, обнаруживал много уродливого в том, что русские православные сделали из Вселенского православия…

Отсюда мы видим, что не всё в других, даже самых искаженных верованиях – тьма, равно как и не всё в жизни православных (людей истинной веры) можно причислить к свету.
Без этого понимания мы никогда не сможем понять святых отцов, апостолов и учителей церкви…
1 минута