Найти тему

"Как помочь вашему ребенку преодолеть речевые трудности: советы логопеда"


Часто родители задают вопрос: «Как можно помочь ребёнку с нарушениями речи?»

Речевая функция - одна из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются познавательная деятельность и мышление ребенка. Благодаря нормальной речи у детей формируются и уточняются представления об окружающей действительности. Овладение правильной речью создает необходимые условия для различных форм деятельности.

Нарушение речи отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности и поведении. Это сказывается и на овладении грамотой, и не успеваемости в целом, а в дальнейшем - и на выбор профессии. Вот почему необходимо помочь ребенку преодолеть речевые нарушения еще в дошкольном возрасте, тем самым, обеспечивая его полное, всестороннее развитие.

Не всегда родители могут справиться с проблемами в речевом развитии ребенка самостоятельно. Обращаться за помощью к специалистам (психоневрологу, логопеду, дефектологу) нужно сразу, а также если ребенок:
-не понимает или на уровне бытовой ситуации понимает обращённую к нему речь;
- не говорит вообще или недавно начал говорить, и его речь непонятна;
-у ребенка имеются серьёзные нарушения звукопроизношения;
-он пропускает или переставляет слоги и звуки или заменяет их другими;
- заикается;
-имеет различные несовершенства речевого аппарата (короткая подъязычная связка, расщелины мягкого и твёрдого нёба и др.)

Специалисты проведут диагностику, помогут выявить причины нарушения, назначат необходимое лечение и порекомендуют проведение коррекционных занятий.
Также родители могут внести свою лепту в речевое развитие своего ребенка.
Для этого необходимо следовать следующим советам:
1 чтение книг. Чтобы речь развивалась, ребенку обязательно нужно читать книги. С раннего возраста нужно прививать детям любовь к чтению, научить слушать, рассматривать картинки, обсуждать прочитанное. Естественно, они должны соответствовать его возрасту, при этом содержали достаточно количество картинок. Время от времени следует делать акцент на иллюстрациях, показывая пальцем на них и говоря, что там изображено.
2 разговаривать с ребёнком как можно больше. Рассказывайте ребёнку об окружающем мире. Ребёнок должен знать названия животных, растений, посуды, мебели и т. д. Следите за его речью. Если ребёнок неправильно сказал, например, вместо «уши» – «ухи», то поправьте его. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. Ваша речь с ребенком должна быть взрослой, поэтому никаких сюсюканий и детской речи. Не надо говорить «бибика» вместо «машина» и т.д. Если ребенок не будет слышать от вас подобных слов, то и в его речи они попросту не возникнут.При этом старайтесь стимулировать его к разговору.
3 выполнение артикуляционной гимнастики. Для развития мышц артикуляционного аппарата нужно выполнять основной комплекс артикуляционной гимнастики: надуваем щеки, цокаем языком, облизываем губы, показываем зубы и т.д.
4 развитие речевого дыхания. Для развития правильного речевого выдоха нужно развивать речевое дыхание. Можно практиковать простые упражнения, которые вполне доступны для использования в домашних условиях: дуем на кусочки ваты, кусочки нарезанной бумаги, пускаем пузыри через трубочку в воду...
5 развитие мелкой моторики. Стимулируя детские пальцы, вы одновременно развиваете речевые центры головного мозга, т.е. ребенок сможет быстрее заговорить. К таким простым занятиям относятся и детские потешки: «Сорока-ворона» и т.д.

Это часть возможных рекомендаций, которые можно посоветовать родителям, которые хотят, чтобы их дети начала разговаривать как можно быстрее. Но вы должны понимать, что важно соизмерять нагрузку и относится адекватно к своему ребенку.
3 минуты