26,7 тыс подписчиков
Святитель Феофан Затворник говорит:
«МОЖНО МОЛИТЬСЯ, НЕ СТОЯ НА МОЛИТВЕ."
Всякое возношение ума и сердца к Богу есть настоящая молитва.
Если вы делаете так между делами, то вы молитесь.
Святитель Василий Великий задает себе вопрос: как Апостолы могли непрестанно молиться? И отвечает: «При всех делах своих они помышляли о Боге и жили в непрестанной преданности Ему.»
Это настроение духа было их непрестанною молитвой.
Главною заботой занятых трудом христиан должно стать старание их, не допускать греховных помыслов и чувств при делании дел, а всячески стараться посвящать их Богу.
Это посвящение превращает наши труды в молитву.
Святые отцы говорят, что кровь Авеля вопиет к Богу.
Так и наши дела, Богу посвящаемые, ходатайствуют за нас пред Богом.
Один святой старец, когда Ему принесли некую пищу, сказал: "Как же дурно пахнет!"
Тогда спросили его: почему он так считает?
Он объяснил, что присланная пища была приготовлена с нечистыми помыслами.
Так всякое дело напитывается теми чувствами и мыслями, с которыми оно совершается.
А те, кто очистил свои мысли и чувства, ощущают это.
Ибо знаем, что как от хороших цветов исходит благоухание, так и от дел с хорошим расположением делаемых, исходит свое благовоние, и восходит горе, как фимиам из кадила.
А это - тоже молитва».
И малый ребёнок, который ещё не научился говорить, может тянуться своим устремлением к Богу, и это тоже будет молитва.
И взрослый может жить пред Господом, в чувстве Его присутствия.
В Ветхом завете было сказано об одном из таких праведников: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил перед Богом» (Быт. 6:9).
Это - молитва без слов, молитва обращения души к Творцу и Спасителю.
Это то состояние, о котором свт. Феофан Затворник говорит, что память о Господе может быть столь же неотступна, как зубная боль у тех, у кого болят зубы.
Но, говоря о такой молитве, нужно помнить, что некоторым людям только кажется, что у них в душе Бог, а на самом деле этими словами прикрывается их духовная леность.
Чувство присутствия Господа всегда изменяет человека.
Оно дарует ликование о своем бытии, (радость жить, слышать, видеть, любить), и постоянное ощущение тихого внутреннего света, который затемняется только если человек согрешает, но после покаянной молитвы снова возвращается в душу.
А значит, молитва без слов (есть определённая высота души и любви), невозможна без правильной духовной жизни.
Заповедь о непрестанной молитве дана нам апостолами, вместе с указанием пути к ней.
Путь таков:
«Всегда радуйтесь, непрестанной молитесь, за всё благодарите» (1 Фес. 5: 16–18).
Ну а корень постоянной молитвы — благодарность за всё Богу.
Человеку хочется всё то, что с ним совершилось, обратить в хвалу Богу.
Но как достичь благодарности? Обобщая опыт отцов, мы можем сказать, что для этого необходимы: частое причащение Святых Христовых Тайн, хранение себя от зла и доверие Богу.
Человек мучается на земле оттого, что, на самом деле, не доверяет Богу и считает, что смог бы управлять миром куда лучше, чем Бог.
А значит, такой человек не может преодолеть в себе гордыню и смириться пред Богом.
И, если он христианин, вслух он об этом не скажет, но состояние сердца его будет именно таковым.
Доверие это не даётся просто так, но почти всегда через подвиг.
Что здесь может помочь человеку?
Причастие.
А сердцем каждого дара является благодать.
Без благодати невозможно стать такими, какими нас задумал Господь.
Но по мере очищения сердца и вселения туда Господа, Сам Он будет основой нашего доверия, хотя для этого и потребуется время, ведь очищение никогда не даётся нам быстро.
Один известный старец советовал, в подобном случае, говорить: «Господи, вручаю себя Тебе».
И как бы ни было нам трудно, но, перенеся боль, мы ещё больше будем любить Господа.
3 минуты
19 сентября 2023
325 читали