18 подписчиков
Скромное обаяние буржуазии.
Мне хочется немного откатиться в древние времена и поговорить об аристократической Японии периода Хэйан (794 - 1185 гг.) ибо я приступила к «Повести о Гэндзи», и до крайности очарована уже прочитанными «Записками у изголовья». Случайно наткнулась на фильм «Колдун» 2001 года, который сегодня выглядит устаревшим и местами нелепым, такое себе фэнтези по-хэйански, но сама тема увлекательная, так что небольшой экскурс в историю.
Сам период Хэйян назван в честь тогдашней новой столицы страны Хэйан-кё (позже Киото), которая являлась таковой вплоть до 1868 года. Это время изобиловало эстетическим взглядом на все сферы жизни придворной аристократии, развивались искусство и литература. Япония формировала свою уникальную культуру, хотя заимствования из Китая, например, в поэзии, еще были в ходу.
Чем занимались аристократы? В основном тратили время на уход за собственной внешностью, упивались романтическими отношениями и связями, культурно проводили время, короче. Выше всего ценилась чувствительность к красоте и утонченность, даже религия частично воспринималась как искусство. Но в праздности всегда пробуждается интерес ко всему загадочному и мистическому, ведь скука по сути своей крайне трансцендентна, если можно так сказать. У аристократа не было ни дня без какого-либо ритуала с обращениям к потусторонним силам. Чтобы нам подобраться ближе к оккультизму, нужно в двух словах обратиться к религии, хотя в повседневной жизни придворный свет обращался чаще к геомантии и гаданиям, нежели к буддийским доктринам.
Буддизм из монастырей стал проникать в резиденции аристократии, которые как никто другой жаждали отчистить свою карму. В 804 году император Камму, который собственно и перенес столицу, послал в Китай двух молоденьких монахов, чтобы те обучились у других школ буддизма и в дальнейшем защищали новую столицу. Монах Сайтё (767 - 822) доплыл в Китай напрямую, а корабль второго монаха Кукай (774 - 835) отнесло далеко к югу, поэтому они прошли обучение и посвящение в двух разных школах буддизма. После обучения Сайтё основал в Японии буддийскую школу Тэйдай, которая проповедовала монашеское послушание, медитации и традиционное учение, основанное на «Лотосовой сутре». Тэйдай был сосредоточен на открытых, общедоступных практиках и учениях. А вот Кукай основал школу Сингон, которая наоборот базировалась на эзотерических практиках, тайных учениях и ритуалах. Сингон строился вокруг идеи трансцендентного всеобъемлющего Космического будды Дайнити, полагая других Будд и бодхисаттв его воплощениями. Легенды приписывают Кукаю создание японской письменности кана и способность находить горячие ключи при помощи порицания. Последователи Сингон воплощали слова и действия Дайнити через мантры, мудры и мандалы. Они передавались только устно от учителя к ученику. Ритуалы и практики Сингон очень привлекали аристократию эпохи Хэйан. Император назначил Кукая главой двух его крупнейших храмов. Тем временем, школа Тэндай начала развивать новую молитвенную практику, которая предлагала спасение без особого усердия и излишних медитаций. Новое учение восхваляло будду Амиду, предлагая спасение в Чистой земле Западного Рая. Достичь Рая без особого труда, заманчиво, не правда ли? Вообще люди этого периода были до крайности суеверными. Астрологи занимались толкованием всяких дурных и благих знамений, их вердикты влияли не только на политическую, но и на повседневную жизнь - придворные формировали график поездок исходя из этих вычислений, так же были благоприятные и неблагоприятные направления для путешествий. Нельзя было чинить ворота летом, а колодец - осенью, поскольку считалось что в этот период там живут ками.
Вообще мир человека эпохи Хэйан был густо насыщен всевозможными чудищами, демонами и прочей нечистью. Некоторых из них можно было увидеть, таких как тэнгу, лис и тануки, но была еще целая масса невидимых злодеев. Мстительные духи покойников, которые считали, что с ними плохо обращались при жизни, что к ним были несправедливы, могли навлечь болезни и даже смерть.
#ликбез #япония
3 минуты
18 сентября 2023