2713 подписчиков
Из письма фантаста Ивана Ефремова Владимиру Дмитриевскому, 5 августа 1967 года:
«Работа над "Часом Быка" подвигается - пишется восьмая глава "Три слоя смерти", в общем, уже около 10 листов... за половину перевалило. Сомневаюсь, чтобы при настоящем курсе в верхах роман имел успех. Ну что ж, поваляется года два - не привыкать стать!
В особенности я засомневался, когда прочитал в «Комсомолке» статью секретаря Ленинградского обкома ВЛКСМ о необходимости маршировать по площадям, ввести военруков в школы, перестать писать упадочные произведения о войне вроде Симонова, Бакланова, Быкова и т. д. Ежели разрешается такому холую призывать к этакому, то где уж мне с моим резко антивоенным миросозерцанием. Оно, собственно говоря, не антивоенное, но я за винтовку и против громадной военной машины <…> Ленинград, говорят, сейчас на первом месте в Союзе по реакционности. У вас там двойная цензура, режут кинофильмы, которые смотрятся в Москве и т. п.» (Переписка Ивана Антоновича Ефремова. М.: Вече, 2016. С. 828).
Немудрено, что "Час быка" вышел книгой только в 1970 году. А в заявленном соревновании политруков и здравых людей побеждают пока первые. Упомянутый же в отрывке "холуй" из ВЛКСМ - Ростислав Николаев. Который, будучи коммунистом, получил хорошую оценку от тоже коммуниста, главреда "Человека и закона" С. Н. Семанова за "государственность, борьбу с разложением и распадом, патриотизм, понимание сионистской опасности". Кажется, где-то всю эту риторику мы видели. То ли в самом "Часе быка", то ли нет... И уж точно адептам этой риторики не понравились бы следующие строки из "Часа быка":
«Когда в Великом Кольце обнаруживают государство, закрывающее своим людям путь к знанию, то такое государство разрушают. Это единственный случай, дающий право на прямое вмешательство в дела чужой планеты… запрет познавать искусство, науки, жизнь других планет недопустим»
Может, и правда не понравилось им. Зачем сложные диалоги с кем-то. Легче маршировать по площадям, не пущать и запрещать. Воистину!
1 минута
17 сентября 2023