27,7 тыс подписчиков
"...Да не робей за отчизну любезную... Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!"
(Николай Некрасов, "Железная дорога").
На картине изображён паровоз типа 2-2-0 серии В, так называемая "двухпарка", Петербурго-Московской магистрали. Это один из самых первых отечественных локомотивов постройки Александровского завода 1840-х годов. Поезд идёт по двухпутной железной дороге: магистраль была построена по последнему слову техники, а паровозы не уступали лучшим в мире.
К паровозу прицеплены четырёхосные вагоны американского типа отечественной постройки. Обращает на себя внимание один очень интересный с технической точки зрения факт — отсутствие "будки" для паровозной бригады. Многим несведующим читателям моих ранних публикаций уж очень режет глаза этот сугубо паровозный термин "будка". Им всё время хочется меня поправить и назвать её "кабиной", упрекая меня в некомпетенции, вопреки принятой терминологии, закрепленной в технической литературе по устройству паровоза. На картине мы видим отсутствие "будки", поскольку самые первые паровозы никто даже и не думал оснащать ими, чтобы защитить паровозную бригаду от атмосферных осадков и ветра, потому что извозчики на каретах или бричках во времена гужевой тяги также были никак не защищены от непогоды. Будки были лишь у тех служащих, которые несли постовую службу. Первые паровозные будки представляли собой обыкновенный навес, который лишь частично защищал локомотивную бригаду от осадков. Позднее на паровозах появились будки, полностью укрывшие от непогоды и ветра рабочее место бригады, расположенное возле задней части паровозного котла.
"Петербурго-Московская железная дорога. 1850-е гг." Денис Никитин, бумага, акварель, 2016 год.
1 минута
14 сентября 2023
1335 читали