53 подписчика
#ВеликийРусскийСеверныйПуть #Зима2023 #Архангельскиекозули #Мыоткрываемсевер #Северныйтрадиции
В Архангельской области различают три вида козуль.
Каргопольские (их называют тетерами), мезенские и холмогорские.
Мезенские и каргопольские немного схожи, потому что оба вида витые. К технологии изготовления каргопольских тетерок можно приобщиться в Ошевенске. Выходите с нами на тропу «Жемчужная легенда».
На мой взгляд, технология изготовления холмогорских козуль самая сложная и несущая больше смыслов (как и мезенская, впрочем, где вьют оленей).
Мезенские и холмогорские козули, несмотря на разную технологию изготовления, изображают одних и тех же тотемных животных. Которые также повторяются в мезенской (палащельской) росписи.
Мезенская роспись считается самой древней из известных нам росписей. Это дославянские, шаманские росписи, несущие в себе глубокие знания об устройстве мироздания. О триедином мире: нижнем, среднем и верхнем.
Земля. Обозначается прямой линией, как и небесная твердь. Запутаться сложно: сверху небо, внизу земля. Графически земля часто изображается квадратом. Глаз в квадрате (ромбе) на знаке пути, означает засеянное поле. Мы перевернули северный орнамент-рыбку вверх и засеяли поле. Зародили наш Путь.
Вода. Обозначается косыми или волнистыми полосками.
Огонь – это воплощение солнца, как и спираль. Спирали несут восходящую, нисходящую или вращающуюся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Если мезенская козуля это плоское изображение в стиле мезенской росписи, холмогорская козуля, это объемное изображение, несущие те же сакральные смыслы.
Художник и сказочник С.Г.Писахов так написал о холмогорских козулях: «Холмогорская козуля по виду напоминает оленя. Из теста вылеплена фигура на четырех ногах, голова, куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, вернее, крылышки птичек, сделанные из белого теста (яблоко с крылышками напоминает изображение крылатого солнца). И вся козуля кажется перенесенной из очень давнего языческого мира. Чудится какая-то оккультная запись в этой странной красивой фигуре».
Обряд выпекания фигурок из ржаного теста и их употребление в пищу настолько же древний, насколько древними являются верования предков далекой от нас эпохи земледелия. Поедание козули с изображением тотемного животного, ни в коем случае не поедание божества. Это был древний обряд причащения — принесение жертвы божеству, не связанному со священным животным, — солнечному, земному, растительному. Употребление в определенное время в пищу обрядового печенья являлось «актом приобщения себя и своего хозяйства к тем силам», которыми обладали изображаемые животные.
Испеченные из теста фигурки ставили на окна, над входной дверью жилища, хозяйственных построек. В дохристианские времена они играли роль оберега.
Традиция (передача жизненных ритмов), то, во что превратился через тысячелетия ритуал изготовления оберегов из ржаной муки.
Фигурку лепят в три приема: вначале катается колоб до 3—4 см в диаметре. Из колоба вытягивается пять жгутов: четыре снизу и один сверху. Промежуточная фигурка имеет вид неолитической бронзовой или каменной фигурки, типичной для северной лесной полосы. Последним приемом формируется туловище задуманного животного: ноги из четырех нижних жгутов, верхняя часть из пятого жгута — голова, рога, уши.
По старой технологии, готовую фигурку выставляли на мороз, чтобы из теста ушла лишняя вода, затем на ночь ставили в печь и выпекали до утра. При низкой температуре выпечки (120—150°) клейковина постепенно набухала. Козулька пропекается и в готовом виде имеет округлые формы с плавными переходами линий туловища. Чтобы получить «нарядную» козулю, ее перед выпечкой надо «искупать» в кипятке. Такой способ обварки применяли в д. Пиньгиша.
Такие козули можно приготовить в гостевом доме #Великий_двор. К сожалению, Лариса зимой не открывает его. Дом функционирует только с весны до осени.
3 минуты
14 сентября 2023