Найти тему

УВОЛЬНЯЕМ ЗАКАЗЧИКА

Начиная каждый проект, вы должны спросить себя – что я хочу получить от этого проекта? Творческое удовлетворение. Опыт. Знакомства. Возможности. Деньги. Слава. Что-то еще?

Для меня главный критерий – могу ли я чему-нибудь здесь научиться.

У вас могут быть другие ценности и другие цели, а значит – другие критерии отбора.

Вы должны оценивать проект именно с этой точки зрения – насколько он соответствует вашим целям. Если вы видите, что не соответствует, что вы не можете получить то, что вам нужно – от проекта нужно отказываться.

Необходимость катапультироваться с проекта – это всегда ваша вина. Это означает, что вы изначально неверно оценили проект, либо неверно оценили заказчика. Либо (что случается гораздо чаще) вы сразу почувствовали, что будут проблемы, но убедили себя в том, что все будет в порядке. Обманули себя.

Есть заказчики, от которых можно и нужно избавляться. Вот несколько признаков, по которым можно определить кандидата на отстрел:

1) Заказчик опаздывает.

Про это я уже писал раньше. Если человек может позволить себе опоздать на встречу – он может позволить себе все.

2) Заказчик хитрит.

Все заказчики всегда врут. Но есть люди, которые искренне заблуждаются, а есть такие, кто сознательно пытается вас обмануть. С первыми можно и нужно работать. Вторых нужно избегать.

3) Заказчик оскорбляет вас.

Одно дело – когда у заказчика есть претензии к сценарию. Совсем другое – когда у него претензии к вам. Умный заказчик никогда не переносит свое отношение к тексту на автора. Работать с человеком, который вас не уважает – это самоубийство.

4) Заказчик не знает, чего он хочет и настаивает на своем незнании.

Бывают проекты, на которых сценаристы получают ДЕЙСТВИТЕЛЬНО много поправок. Бывают проекты, на которых сценарист пишут ДЕЙСТВИТЕЛЬНО много драфтов. Но если с каждым драфтом сценарий становится лучше, если с каждым драфтом поправок становится меньше – все в порядке. Если вы чувствуете, что сценарий ухудшается, а правок прибывает – это значит, что заказчик не знает, чего он хочет и дает себе труда узнать. От такого заказчика нужно избавляться.

Как это сделать?

Прежде всего нужно изменить свое отношение к процессу расставания с заказчиком. Многие сценаристы, у которых случались в жизни, назовем это так, кассовые разрывы, боятся отказываться от проектов. Боятся остаться совсем без работы. И в результате тащат на себе дохлую лошадь вместо того, чтобы бросить ее и идти налегке.

Нет заказа – пишете книгу, пьесу, картину. Так что состояние «нет заказа» для вас не будет серьезной проблемой.

Теперь что касается самого процесса расставания. Иногда он проходит весьма травматично для сценариста. Творческие люди вообще не любят обострять отношения. Этим и пользуются заказчики, которые, в отличие от нас, могут и любят обострять отношения. Если вы не хотите, чтобы на вас ездили и тем более взваливали вам на плечи дохлую лошадь – учитесь говорить людям то, что они не хотят от вас услышать.

Я не случайно написал «увольнять заказчиков», а не «уходить с проекта» или «увольняться с проекта». Попробуйте отнестись к заказчику как к своему наемному работнику. Вы пишете сценарий. Вы главный на проекте. Вы нанимаете в проект продюсера. Его задача – осуществить ваш замысел. Если он с этой работой не справляется – вы его увольняете.

Ну а раз заказчик – ваш наемный работник, зачем вам терпеть работника, который не справляется со своей работой, да еще выносит вам мозг? Увольняйте его к чертовой матери.

Важно как можно раньше распознать «проблемного» заказчика и избавиться от него.

Чтобы этот процесс прошел безболезненно для вас, вы должны обеспечить себе непрерывный поток входящих заказчиков. Очень просто отказываться от работы, если вам достаточно протянуть руку – и взять другой проект.

В идеале каждый день вы должны получать новое предложение о работе. Тогда вы можете выбирать проекты.

Ваш
Молчанов

ЗЫ. Сценарий, который вы напишете в нашей мастерской не будет зависеть от заказчика.
УВОЛЬНЯЕМ ЗАКАЗЧИКА Начиная каждый проект, вы должны спросить себя – что я хочу получить от этого проекта? Творческое удовлетворение. Опыт. Знакомства. Возможности. Деньги. Слава. Что-то еще?
3 минуты