Найти тему

О варнах, да?.. Тут — та же четверичная схема земной организации жизни. Она во всём, она охватывает все аспекты, она самодостаточна и, как отметил про Себя Бог, хороша весьма. ;-)


Мы, шудры, создаём материю, творим материальный мир. Нас большинство. Мы — мышцы. На секундочку: мы — единственные, кто творит (...всё новое, ага).

Дальше ремесленники и торговцы — вайшью — преобразуют материю в энергию, неживое в живое, «свинец в золото». Это — разум.

Следом появятся воины-кшатрии, которые направят энергию в нужные русла, руководствуясь честью, пульсирующей в их душах. Они — сердце. В их среде должны рождаться герои, и именно они, par excellence, должны понять, что предать душу за други своя есть необходимое проявление любви.

Самая простая синекура и самая сложная задача у жрецов — брахманов. Они являют Дух. Это они должны почувствовать и показать, как именно всё творящееся на земле составляет промысл Бога — и почему всё, вопреки стараниям людей, всё ещё хорошо весьма.

Вот эта четверица — достаточная и исчерпывающая. Забавно, что те же касты показал Платон, но при этом лихо объединил шудр с торгашами — мышцу с разумом, — выведя энергию в обход пустоватых материальных экзерсисов. В чём хитрость Аристокла (Платона, бишь)? А вот как раз в том, что он сводит человекоустройство к троице, вдыхая в него уже духовный механизм. «Эйдосы, люди-греки, — как бы говорит он, — неотделимы от любой проявленности, сколь бы грубо мы её ни проявляли».

При этом сам Платон тоже входит в символическую четвёрку, позволяющую понять движение человека в обратном направлении, сверху вниз. Парменид по-брахмански показал, что всё сущее есть, и есть ровно настолько же, насколько «Аз есмь сущий». «Кшатрий» Сократ разложил сущее на волокна, позволив плести из них любую ткань. Тут же он походя заметил, что «знание» к этому сущему не имеет никакого отношения и неспособно дотянуться до искомой живой красоты. И совершенно по-геройски принял цикуту, отказавшись бежать.

Платон же снова схитрил. Буквально по-торгашески. Ничего не меняя по сути, он взял и встроил Сократа в систему диалогов, — сразу же отведя его из живого в прошлое. Свёл энергию сердца к смыслам разума. И в самом конце «Федра» подмигнул, показав как писанная альфа мгновенно убивает выдохнутую омегу.

Добил же всё до мышечных сокращений Аристотель — распластав и без того полуживые смыслы на феномены и определения.

Здесь — та же четвёрка, только развёрнутая в сторону материи, смерти. Куда дальше повели последователи философического «фрикасе», не будем говорить. Вплоть, пожалуй, до Гегеля, который сумел встроить человеческую мысль в троичную динамику. Из его прозрений, полагаю, ещё предстоит родиться новой философии.

Прямой же ход, если мы говорим о доступных текстах, дан в Евангелиях. Матфей показывает, как Ветхозаветные пророчества обретают форму сегодня; Марк наделяет её живой энергией; рассудительный Лука поднимает энергию обратно к Отцу (кстати, только у Луки мы читаем притчу про блудного сына); Иоанн же вселяет в неё святой животворящий Дух
😉
2 минуты