5297 подписчиков
Анатолий Валевский "ГОРЬКИЙ ВКУС МАНДАРИНОВ"
В интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья, называемого его обитателями «Голгофой», проживает воспитанник-колясочник со странным именем Эллиот. Преодолеть жизненные невзгоды, одиночество, неуверенность в себе главному герою помогает дружба с одноклассником Микой. А неравнодушие к судьбе ученика учительницы литературы Матильды и директора «Голгофы», которого все воспитанники называют не иначе как Папа, вселяют в Эллиота уверенность, что без мечты и надежды жить нельзя.
Для среднего и старшего школьного возраста. (12+)
Для знакомства отрывок:
В седьмом классе нас было шестеро.
Тёмку Арсеньева неожиданно забрала домой мать. Так странно: сначала сдала, а через семь лет забрала. Мне не по душе такие перемены. Лично я бы в них не поверил. Думаю, мать забрала его из-за пенсии, хотя выглядела она, когда приехала за Тёмкой, прилично.
Стаса перевели в другой интернат, у него редкое заболевание — синдром Вильямса, которое в «Голгофе» не лечится. У него необычная внешность: высокие скулы, большой разрез голубых глаз, внутри которых всегда как будто много молний. Нижняя челюсть очень маленькая, а губы большие, но какое доброе выражение лица! В «Голгофе» его любили, и когда его отправляли в другой интернат, все плакали. Сам Стас больше всех.
Жалко Игорёшку. Во сне умер. Ночью неожиданно остановилось сердце, а рядом никого не было. Умереть в тринадцать лет — это жестоко, бессердечно, хотя наша воспитательница, утирая платком слёзы, негромко сказала: «Отмаялся, бедненький!»
У меня единственного есть возможность задавать Папе любые вопросы и, главное, всегда на них получать ответы. Поинтересовался, на самом ли деле Егор дурачок? Папа покачал головой: «Его отставание в умственном развитии вызвано социальными проблемами». Папа ещё что-то объяснял по поводу Егора, но я понял, что мальчишку дураком сделали семья, обстоятельства, окружающие. У него олигофрения в стадии дебильности. Была бы хорошая семья, где его бы любили и терпеливо с ним занимались… но Егорка жил у нас. После седьмого класса его перевели во вспомогательную школу.
В нашем маленьком классе единственной девочкой была Орешина. У Любки деформация позвоночника, приведшая к появлению горба на спине, и ещё у неё РАС — расстройство аутистического спектра. Её считают не от мира сего, потому что она либо нелюдима, постоянно что-то невнятное и злобное бормочет себе под нос, либо милейший взрослый ребёнок, ластится ко всем и тогда её навязчивость зашкаливает. Для меня Любка нормальная. Я так Орешине и сказал:
— Ты как все мы! Нормальная!
Она посмотрела на меня, как на больного.
— Меня здесь все считают дурочкой, — заученно повторила Орешина и зачем-то стукнула пальцем мне по лбу.
— Твой РАС — это поиск своего «я».
Любка с настороженностью смотрела на меня. И вдруг заговорила:
— Я слышу по ночам шептанья Луны, по утрам — хохот трав, бормотанья подземных корней. А ещё камни у реки разговаривают друг с другом и несносно ворчат, отчего у меня раскалывается голова.
— Ты уникальна, — опешил я.
Орешина выглядела озадаченной.
— Это нормально, быть… уникальной дурой?
— Да, конечно! — убеждённо кивнул я.
Получив мой уверенный ответ, она сделалась счастливой, невыносимой болтушкой, а говорили, что аутисты тихони. Ничего подобного.
Правда, Папа считал, что искалеченные души навсегда остаются изувеченными, что их почти невозможно починить. Я с ним не спорил...
2 минуты
13 сентября 2023