Найти тему

Это рабочее колесо гидроагрегата радиально-осевой турбины Красноярской ГЭС— оно вращает генератор, в котором механическая энергия воды Енисея становится электрической. Всего на станции 12 таких агрегатов, мощность каждого превышает 500 тысяч кВт.


Такое колесо весит 240 тонн. Две штуки привезли сюда осенью 1965 года с Ленинградского Металлического Завода (ЛМЗ), где работал мой дед, Алексей Андреевич Виноградов — слесарь-турибиностроитель высшего разряда.

Дедушка Лёша работал на самой большой в Союзе карусельной установке — огромном токарном станке, способном с изделия диаметром в девятнадцать метров снять один миллиметр стружки.

Алексей Андреевич был настоящей легендой ЛМЗ. Однажды мы с папой нашли дедушкину трудовую книжку. Она была толщиной с краткую БСЭ — от внесённых рацпредложений по усовершенствованию станка. Дед до последнего вздоха был рационализатором до мозга костей.

А всего Красноярскую ГЭС строили более двенадцати тысяч человек. На стройку даже приезжал Гагарин — сказал, что видел Енисей из космоса и не мог представить, что такую реку можно перекрыть руками людей.

Плотина Красноярской ГЭС весит более 15 миллионов тонн, в её основание залито 5,7 миллиона кубов высококачественного бетона. Только такой объём может сдержать почти 75 миллиардов кубометров водной массы одной из самых полноводных рек планеты Земля.

Ну а я в предвкушении встречи с самой ГЭС. Это одно из величайших гидротехнических сооружений планеты. Необыкновенно мощные ощущения тут. На все 6000 мВт установленной мощности.

PS: Автомобиль сфотографирован, чтобы был понятен масштаб изделия. Да, это цельный элемент.
1 минута