Найти тему

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОСТОВСКОЙ ЖИЗНИ: дневник Соколова


Этот источник о жизни в Ростове первой половины 20 века уже не раз упоминала. На сей раз - о событии из 1920-х годов, из тетради 11-й:

«1З августа ст. ст. - 26 августа н. ст. Вторник.
Сегодня в народном суде 1-го района г. Ростова снова судили нашего архиерея Иосифа и двух свящ. Поройкова и Виноградова за то, что они не зарегистрировали церковный совет. Суд происходил в б. народном доме - теперь гортеатр. Народу к концу заседания набрался полный зрительный зал, а когда был вынесен оправдательный приговор, то публика не вытерпела и захлопала в ладоши. Такова была у всех радость, ибо народ знает, что судят понапрасну, за то только что они - попы. Многие женщины крестились. В чем же дело? Как будто бы событие и неважное, а такой восторг, такой подъем духа у публики? Дело в том, что многие не ожидали такого исхода дела, в числе их и я никак не думал, что архиерея и “попов” и вдруг “оправдают”, и этo делает партийный суд! Ведь это называется “Иордан потек вспять” - это против естествa. Тем более, что главный свидетель Дрозд показывал ложно, о чем во всеуслышание объявил один из обвиняемых. Хотя дело таким образом само по себе и малозначительно, но победа велика. Это победа духовенства над беззаконием и насильем большевиков, победа (чуть ли не первая) на мирном фронте. Как только допустили попов говорить, оправдываться и защищаться, они сумели сами себя отстоять. Это одна сторона дела. С другой стороны, в этом случае восторжествовала, наконец, правда над кривдой, - ложь побеждена! Конечно, обвиняемых привлекали неправильно: как показывал архиерей и как гласит их же советский закон, церковный совет и регистрировать совсем не надо было, так что суд в своем приговоре совершенно (л. 7 об.) неправильно говорит, что оправдывает их за недоказанностью. На суде преступление было доказано - это бесспорно, да дело не в этом, а в том, что самого преступления не было, сказать же этого суду нельзя.
Как похож этот процесс на суд над Бейлисом: как тому в свое время трудно было оправдаться, так и попу теперь доказать свою правоту нелегко. Вот почему важен этот “маленький” процесс: это начало будущих побед нашего “бесправного” духовенства над безбожием, это победа логики и дара слова (по-моему, самое сильное оружие) над бесправием и насилием!..»

Портрет архиерея - в #госкаталог, страница ГМЗРК
1 минута