Найти тему

Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ». Как несложно догадаться, она посвящена главному юбиляру-2023 от архитектуры — Алексею Викторовичу Щусеву, единственному мастеру XX века, который успешно работал в трех больших стилях — неорусском, конструктивизме и сталинском.

 
Выставка посвящена раннему периоду творчества зодчего, когда Щусев много и плодотворно работал над проектами храмов и часовен. Именно они здесь и представлены — храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Спасская церковь в Натальевке, Церковь Николая Чудотворца в Бари (Италия), церковь в Кугурештах (Молдавия) и, конечно, Марфо-Мариинская обитель. Куратор выставки — архитектор Юрий Аввакумов — нашел максимально необычный способ представления проектов храмового зодчества: щусевская графика экспонируется между спаянными стеклянными перегородками (и благодаря этому показана без паспарту и багета), а вместо традиционных макетов были изготовлены пространственные модели храмов с фрагментами росписи. Иными словами, макеты показывают объемы внутри сооружений - как будто пространство каждого храма до отказа заполнили глиной, а потом уменьшили получившийся слепок в 43 раза.
 
Цвет моделей — белый. Как и цвет самой экспозиции, организованной в двух «приделах», расположенных по обе стороны от торжественной центральной оси с арочным сводом, перспективу которой венчает портрет Алексея Щусева. И лишь один экспонат намеренно выбивается из этого подчеркнуто возвышенного историографического ряда — модель Мавзолея, собранная Аввакумовым из черных костяшек домино, инкрустированных стразами Сваровски. Черный цвет символизирует и смену эпох (храмы уступили место культовым сооружениям совсем другого толка), и смену щусевского стиля (именно с мавзолея начинается его конструктивистский период). Смею предположить, что бриллиантовые переливы кристаллов Сваровски еще и гарантируют этому экспонату максимальную медийность. По крайней мере вчера от желающих сфотографировать именно этот макет отбоя не было.
1 минута