415 подписчиков
Вчерашняя моя он-лайн консультация, на которой мы с родителем от логопедических тем плавно перешли к теме вопросов-ответов и формирования социальных норм у дошкольников, а также, новинка в моих пособиях: «социальные комиксы», натолкнули меня на мысль сделать серию постов и видео о формировании социальных норм у дошкольников.
Так или иначе, даже на логопедических занятиях (особенно, на занятиях по подготовке к школе), мы затрагиваем с учениками тему социальных норм через сюжетные картинки или сюжетно-ролевые игры.
❓Что же такое социализация дошкольника❓
📚Социализация- процесс усвоения дошкольником социальных норм и правил, принятых в обществе.
Процесс социализации тесно связан с формированием абстрактного мышления, развитием сюжетно-ролевой игры, развитием навыков саморегуляции, а потому, взывать к социальным нормам двухлетнего малыша нет смысла, ведь вышеперечисленные навыки формируются позже. В старшем дошкольном периоде, от 5 лет.
👩👧Ребенок более младшего возраста оценивать свое поведение и поведение других ещё не умеет и следует правилам «по подражанию». Изначально, малыш слушается, чтобы не быть наказанным. Он понимает, что плохое- наказывается, хорошее- поощряется.
Чуть позже малыш начинает следовать правилам, чтобы получить одобрение. Похвала формирует для него положительный социальный опыт. Так начинает формироваться эмоциональный интеллект.
Ближе к 5 годам, с развитием абстрактного мышления, ребенок начинает фиксировать правило: хорошо то, что соответствует социальным нормам.
🍀Причем, сначала, ребенок оценивает только поступки окружающих людей, литературных героев, но не может оценить своё поведение. В старшем дошкольном возрасте у детей возникает сознательное желание следовать тем правилам, которые приняты в обществе.
🟢Помочь старшему дошкольнику сформировать социальные нормы (стандарты поведения, принятые в обществе), помогают:
✔️беседы по сказкам (то есть, мы не просто читаем ребенку сказку, но и анализируем их, оцениваем поведение того или иного персонажа, формируем причинно-следственные связи);
✔️сюжетные картинки, содержащие «моральные» ситуации (кто-то помог кому-то, поделился чем-то и проч);
✔️специальные «социальные комиксы», которые сейчас активно создают психологи;
🟢Дошкольнику недостаточно знать социальные нормы и понимать их необходимость, нужно уметь оценивать собственное поведение и поведение других. Для этого мы учим малыша анализировать.
Это мы делаем как раз при помощи картинок и беседы по ним, формируя тем самым эмоциональное отношение к происходящему и развивая эмоциональный интеллект.
Каждая ситуация и правило, которое мы обсудили с малышом правильным образом, эмоционально окрашивается и приобретает действенный характер, то есть переносится сначала в сюжетно-ролевую игру, а потом «в жизнь».
🟢Более подробно о том, с помощью каких картинок, сказок и комиксов мы развиваем на занятиях эмоциональный интеллект и формируем социальные нормы расскажу в видео⬇️
2 минуты
9 сентября 2023