Найти тему

Очередная инициатива от наших законодателей — в Госдуме предложили повысить налоги, чтобы собрать с россиян 2,5 триллиона рублей. Упаси боже комментировать всерьёз содержание этого предложения. Просто очередная визуализация сущности социальной системы на букву «г» и хороший повод вспомнить, что, во-первых, налогообложение как социальный институт является характерным признаком государства (то есть относительно молодой формы политической организации общества). А во-вторых, налогообложение — важнейший фактор возникновения государства на рубеже XVII–XIX веков наряду с появлением регулярной армии, полиции, бюрократии, нации, стандартизации всего и вся, монополии на правотворчество и остальных щупальцев Левиафана. Всё это — миазмы нововременного порядка, сменившего правовой полицентризм и частно-правовую логику средневековья, существовавшие тысячелетие до победы королей в ожесточённой борьбе с империей, церковью и знатью. То есть до прихода государства.


Как говорится — что истинно, то моё. Пускай будет и ваше. Слово предоставляется Пьеру Бурдьё:

«Учреждение налогов (несмотря на сопротивление их плательщиков) связано отношением круговой причинности с развитием вооружённых сил, необходимых для расширения или сохранения контролируемой территории, а следовательно, с возможным сбором податей и налогов, но также и с введением принуждения, чтобы заставить их платить. Институционализация налоговой системы явилась результатом по сути дела внутренней войны, ведущейся агентами государства, с целью сломить сопротивление подданных, которые как таковые обнаруживаются главным образом, если не исключительно, как те, кого следует облагать налогом, как налогоплательщики. Королевскими ордонансами предусматривалось четыре степени наказания за задержку уплаты налогов: арест на имущество, заключение в долговую тюрьму, совокупное наказание, постой [размещение в доме гарнизона]. Отсюда с неизбежностью следует вопрос о законности налогообложения (прав был Норберт Элиас, заметив, что в самом начале сбор налогов виделся как некоего рода рэкет). Лишь со временем в налогах постепенно стали видеть дань, необходимую для удовлетворения потребностей получателя, высшего по отношению к персоне короля, т.е. потребностей "воображаемого корпуса", каким является государство».

1 минута