Найти тему

Часто слышу о росте просрочек по кредитам в России, США, где-то еще. Об этом постоянно говорит Олейник, недавно сказал Коган, да и в других источниках это время от времени возникает. В прессе время от времени тоже возникают громкие заголовки вроде: «Просроченная задолженность россиян перед банками превысила 1 трлн рублей».


В общем: «Шеф, все пропало! Гипс снимают! Клиент уезжает!» Давайте посмотрим на цифры. И как в СССР все сравнивали с 1914 годом, мы будем сравнивать с доковидной эпохой. Да-а-а, были же времена!😢

По данным Банка России на 1 января 2020 года задолженность россиян перед банками составляла 17,564 трлн. рублей. На 1 августа текущего года – 30,001 трлн. Рост, конечно, впечатляет. Почти в 2 раза! Просроченная задолженность соответственно – 729,972 млрд. рублей и 1,150 трлн. Т.е. на начало 2020 года просрочка составляла 4,15% от всего кредитного портфеля, а сейчас 3,8%. Во как! Она даже снизилась!

Но давайте смотреть дальше. Сравним задолженность со средней зарплатой, чтобы примерно понять уровень долговой нагрузки. Средняя зарплата в России на конец 2019 года – 62239 рублей, значит, долги равнялись 282 месячным или 23,5 годовым зарплатам. Сейчас же, при зарплате 76604 рублей, долги равны 392 месячным или почти 33 годовым зарплатам. А вот это уже не очень здорово. Максимальный срок ипотеки – 30 лет. А значит, текущие долги никак не укладываются в этот срок, даже если отдавать всю зарплату. А если еще добавить проценты?!

Кажется, теперь опасения Набиуллиной становятся понятнее. Но опасения – это одно, а способы решения проблемы, действия – это совсем другое. Сейчас растет в большей степени ипотека. В I квартале 2021 года ипотека составляла 47,22% кредитного портфеля, а в I квартале 2023 – 51,82%. И растет в первую очередь льготная ипотека. На которую ставкой никак не повлияешь. И, кроме того, эту ипотеку оплачиваем мы с вами. Ведь субсидии на это идут из бюджета, из наших с вами налогов. И рост льготной ипотеки вызывает рост дефицита бюджета. Впрочем, дефицит бюджета и без нее приличный. Весь вопрос в том, будут ли власти пытаться сократить этот дефицит.

Что имеем в итоге? Повышение ставки само по себе не влияет на экономический рост. Но попытка властей уменьшить дефицит вместе с повышением ставки вызовет падение денежной массы. Плюс возможное повышение налогов или новые разовые налоги. Все это будет давить на экономический рост. И на фондовый рынок, кстати, тоже. Так что, возможно, Набиуллина потому и выступала против льготной ипотеки. Она точно не дура, хоть и подвергается нередко вполне справедливой критике. И ставку стала повышать, возможно, только тогда, когда поняла, что основной драйвер роста кредита, льготную ипотеку, ей не победить.

Но и Правительство, отстаивающее льготную ипотеку, можно понять. Строительство – сильный драйвер всей экономики. И если оно заглохнет, будет плохо многим отраслям. В общем, куда ни кинь, как говорится, всюду клин. Не скажу, что все будет плохо. Очень многое будет зависеть от дальнейших действий властей. Если они смирятся с дефицитом бюджета и на будущий год, экономика еще продолжит рост. И фондовый рынок тоже. Ну и конечно же остается большой вопрос, перефразируя Шевчука, «что же будет с Родиной рубликом и с нами». Да и с Родиной тоже естественно.

Давайте все же надеяться на лучшее! Хотя рассчитывать, как известно, надо на худшее.
2 минуты