Найти тему
18 тыс подписчиков

[Ships]

7 сентября 1870 года (вернее в ночь с 6 на 7) - трагичный день, британский флот лишился одного из своих броненосцев, который, по задумке, должен был стать революционным. Да, вы правы - в эту ночь погиб башенный броненосец "Кэптен". Основную вину, чаще всего возлагают на конструктора корабля Купера Кольза. Однако здесь вина и его, и Адмиралтейства, да и Дж.Рид, не снимал с себя ответственности за то, что этот корабль все таки построили (в том что не выступал еще серьезнее против данного проекта). Кстати, Рид и ушел в отставку, потому что не смог с этим смириться, причем за два месяца до катастрофы.
А ведь между тем, это был не первый, и не единственный британский башенный броненосец в тот период!

Сама идея башенных кораблей достаточно давно "волновала" представителей британского Адмиралтейства, более того не просто волновала, а было построено ряд боевых кораблей, которые эксплуатировались флотом!
И они были достаточно разумно спроектированы, и были далеки от тех фантастичных проектов "купольных" кораблей с ДЕСЯТЬЮ башнями, которые представлял Кольз еще в 1859 году!
Уже в 1864 годы в составе Королевского флота появился первый башенный броненосец (правда с деревянным корпусом) "Ройал Соверен", перестроенный из 131-пушечного корабля. По сути, при создании башенного "Ройал Соверена" англичане поступили, как когда то южане в Америке, построив из своего "Мерримака" броненосец "Вирджиния". Представьте американскую "Вирджинию", но без тарана, без бронированного "сарая" с пушками, а с четырьмя башнями, в которых установлены 317-мм орудия (причем носовая башня - с двумя орудиями)! Правда все портила огромная и несуразная дымовая труба, но у всех бывают недостатки, ))
А в 1866 году в строй был введен башенный броненосец "Принц Альберт" с четырьмя башнями, в каждой из которых было установлено по одной 229-мм дульнозарядной пушке. Правда все это были корабли прибрежной зоны, больше подходящие для береговой обороны, для которой, по сути они и строились.

А вот два других можно считать - "практически" прямыми предками "Монарха" и "Кэптена", причем - мореходными!
Это были двухбашенные броненосцы "Уайверн" и "Скорпион" (с четырьмя 229-мм орудиями). Эти корабли оказались незапланированным приобретением "рояльного флота", но при этом, как часто бывает в морской истории (вспомним, хотя бы КР типа "Пиллау" и "Эльбинг"), оказались довольно практичными и добротными. Следует обратить внимание, что они в отличие от двух чисто британских уже имели и полубак, и полуют, обеспечившие им приемлемую мореходность, а также "Уайверн" стал первым кораблем (в Королевском флоте - точно) имевшим трехногие мачты, как раз для того чтобы не загораживать башенные орудия стоячим такелажем.
В дальнейшем, в первую очередь, Адмиралтейство охладело к башенным кораблям, рассматривая их исключительно как средство для береговой обороны, но энергичный Кольз смог сломать "стену непонимания", которая привела к строительству следующего, уже мореходного башенного корабля. И это был не "Кэптен", - летом 1869 года в строй ввели двухбашенный "Монарх", причем с четырьмя 305-мм 25-тонных дульнозарядными орудиями! И что характерно, Дж.Рид, строивший "Монарх", дал своему кораблю полубак, а также полную корабельную оснастку, с рангоутом как у линейных кораблей, оснащенных парусами по максимальной шкале.
И как результат - "Монарх" ходил под парусами очень хорошо, достигнув однажды скорость в 13 узлов под парусами! Не было случая чтобы он кренился более чем на 15 градусов!
Как пишет О.Паркс он был "...плавучим и в то же время заметно остойчивым... Он никогда не черпал бортом воду, а его орудия могли действовать и на наветренный и на подветренный борт с одинаковой легкостью". И этот корабль оставался эффективной боевой единицей 33 года.

Башенный "Кэптен" Купер Кольза оказался другим, но в тоже время он хорошо показал себя под парами, под парусами и в ходе учебных стрельб. Но его остойчивость и перегрузка не оставили шансу этому кораблю, как и его экипажу, и создателю.
[Ships] 7 сентября 1870 года (вернее в ночь с 6 на 7) - трагичный день, британский флот лишился одного из своих броненосцев, который, по задумке, должен был стать революционным.
3 минуты
615 читали