Найти тему
108 подписчиков

Значение языкового знака (некоторого конкретного знака и вообще любого знака — всех знаков) не возникает в сознании человека мгновенно как некое открытие, озарение

Нельзя представлять себе это как некий качественный скачок, до которого значения ещё нет, а после которого оно уже целиком налицо

«…Знаковые операции не просто изобретаются детьми или перенимаются от взрослых, но возникают из чего-то такого, что первоначально не является знаковой операцией и что становится ею лишь после ряда качественных превращений, из которых каждое обусловливает последующую ступень, будучи само обусловлено предыдущей и связывая их как стадии единого, исторического по своей природе процесса»

[Выготский 1984. Т. 6: 66]

Выражение «исторический процесс», используемое Л.С. Выготским, подчёркивает отличия описываемых явлений от биологических: их свойства не сводятся к свойствам биологического субстрата, на основе которого они развиваются
Следовательно, исследование этого биологического субстрата не даст ничего в понимании развития знаковых операций, их необходимо изучать в иных системах явлений — культурных и социальных

Примерно те же процессы происходят, когда взрослый человек узнаёт новое слово или новое значение уже известного слова

Новое слово не усваивается в виде молниеносной догадки во всём своём объёме, а проходит множество этапов «созревания», переформирования, вообще развития
Каждая новая ступень в развитии слова обусловлена предыдущей, например, сходство по форме с другим словом выступает основой для появления значения и смысла, которые не появляются из ничего
1 минута