44,7 тыс подписчиков
Почему художник Владимирский перестал рисовать?
Сейчас часто представляют, что в СССР все делалось по указке партии: что хочу, то и ворочу.
Это не так.
Была система, работавшая по своим законам, в том числе и экономическим. Да, другим, нежели сейчас, но законам.
Возьмем ту же музыку. Деньги в этой сфере часто зарабатывались не по благословению властных структур, а вопреки им. Юрий Антонов как-то сказал: «Я же ведь не был членом Союза композиторов, а по советским нормам это значило, что ты никто, не композитор. А песни пела вся страна. Но, к счастью, была фирма «Мелодия», хоть единственная и государственная, но ей надо было «делать план», и этот план она делала не на песнях «советских композиторов», а на мне, на Пугачевой, на западных лицензиях… Из-за этого, скрипя зубами, с моим «миллионерством» приходилось мириться. Вот такие были времена…».
И он прав: в СССР был рынок. Кривой, страшноватый, но был. Ведь как работала та же фирма «Мелодия»? Один из ее бывших работников как-то объяснил механизм: «Сначала выпускался сигнальный тираж, объем которого определяла специальная тиражная комиссия. Затем, по результатам анализа спроса и заказов на эту пластинку, который проводился в основном через сеть фирменных магазинов «Мелодии», формировался дополнительный тираж пластинки, который мог превышать сигнальный в несколько десятков, а то и сотен раз, как, например, было с выпуском первых гигантов А. Пугачевой. Причем дополнительные выпуски, при наличии спроса, могли проводиться неоднократно».
Примерно то же самое было и в издательствах.
А как вы думаете, почему художник-иллюстратор Леонид Владимирский, сделав свои знаменитые рисунки к «Волшебнику Изумрудного города», после этого практически не иллюстрировал книги? Потому что мог себе позволить жить с роялти: «Волшебника» издавали незнамо сколько раз и немыслимыми тиражами. А как иначе? «Отбивать» валявшийся по книжным бездарный, но идеологически верный шлак на чем-то же надо было - вот издательства, особенно региональные, и выпускали полулегально "Волшебника...", Пикуля или Дрюона - то, что оторвут с руками, сколько не издай.
Что уж говорить про кино: огромные заработки киношников не шли ни в какое сравнение с теми деньгами, что их фильмы приносили.
Кино в СССР было настолько востребовано, что «отбивался» практически любой фильм, даже самый занудный, а в целом кино в то время приносило от восьмисот до тысячи двухсот процентов прибыли от затраченных на него средств.
Поэтому я бы не стал клеймить советских людей творческих профессий, ставших миллионерами, как банду купленной на корню творческой обслуги режима. Да, бездарных упырей-интриганов, все достоинства которых исчерпывались «правоверностью» и умением "протолкнуть" свою книгу или фильм, среди них хватало. Но многие свои деньги заработали честно.
Вот только большой радости им это в итоге не принесло: наступили новые времена, и у большинства все накопления сгорели во время гайдаровских реформ.
А в новые времена платить несусветные деньги "инженерам человеческих душ" государство не собиралось.
Лучше всего это почувствовали те, кто, успев краешком зацепить советское время, в основном вынуждены был творчески реализовываться уже при новых порядках. Вот как вспоминает об этом фантаст Сергей Щеглов:
«За первую свою публикацию (повесть «Игра без шансов на победу», 1988 год, кажется) я получил гонорар в размере 4000 тогдашних рублей. На нынешние деньги это минимум 400 тысяч — больше, чем я заработал на всех своих следующих книгах, вместе взятых".
Кошка бросила котят – пусть живут как хотят...
Они и принялись жить - очень по-разному. У раскрученных певцов, например, доходы в новые времена возросли в несколько раз. Другие, как те же писатели, впали в полное ничтожество, и по сравнению со советскими коллегами зарабатывают жалкие копейки.
Но это уже совсем другая история.
3 минуты
7 сентября 2023
137 читали