Найти тему
3040 подписчиков

Несколько фактов и мыслей про отцовство.


Тема эта обсуждается, увы, крайне редко. «Материнство и детство», которое должны защищать, о котором должны заботиться, о котором говорим, пишем и восхваляем, остается… без отцов.

Итак, вопрос: где отцы?

Сколько встречаюсь с историями про отбирание детей опекой - отцы, чаще всего, просто не значатся. Аборты тоже «обходятся» без отцов.
А еще есть множество тем и штампов, которые , так или иначе, связаны с детьми, но отцы также не значатся как явление: «право женщины на аборт», «материнский капитал», «женское здоровье»,… даже различные бренды типа «мать и дитя» - все это без отцов.

Это не значит, что в нашем мире нет хороших отцов - конечно, таковых есть множество. Но ситуация становится хуже год от года. Согласно статистики, на неполные семьи матерей-одиночек у нас приходится уже 37,7% семей с детьми.

Факторов, как и в каждом социальном явлении - множество. Но, я уверен, огромную роль играет общая идеологическая установка, которая сложилась в обществе - первоначально после снижения роли семьи еще в советский период, а в последние десятилетия - развал семьи, осуществляемый распространением ценностей западных планетаристов-либералов.

А вот еще данные, опубликованные на днях: более половины отцов детей в неполных семьях никак не участвуют в их жизни. Причиной чаще всего является нежелание самого отца - 33% и только в 7% случаев — это позиция матери или ребенка.
Если отец принимает участие в жизни ребенка в неполной семье, то чаще всего он просто дает деньги или дарит подарки (31%). О том, что отец часто встречается с ребенком, сказали 19% участников исследования; о частых звонках — 12%, а об участии во всех важных решениях— 11%.

В российской традиции семья - это не набор индивидуумов, а единая общность. Отец, глава семьи, нес ответственность не только за себя, но и за все семейство, включая своих взрослых детей и их семьи, которые отвечали не только перед обществом, но прежде всего перед отцом семейства. Семья была «малым обществом», «малым государством», «малой церковью» - то есть была настоящей основой и моделью общества в целом. Общество состояло из семей, а не индивидуумов.

Отсюда и значение отцовства. Отсюда и ответственность - сначала перед семьей, потом и перед государством. Какой ответственности перед государством мы можем ожидать от выросшего мальчика, которому в школе внушалось, что он никому ничем не обязан - даже собственной семье? Что у него, прежде всего, есть права, но нет обязанностей? Это и есть последствия так называемой, ювенальной юстиции, которая через подрыв семьи обессиливает государство.

А вот факт, весьма показательный для понимания проблемы: в нашем законодательстве есть множество слов о защите «семейных прав». Однако «семейные права», это не право семьи, как это можно было бы ожидать. В нашем законодательстве это права человека, которые возникают в рамках его семейных отношений. Это права индивидуума, который находится в окружении других индивидуумов в рамках семьи. То есть по сути речь идет о защите человека от семьи.

Отец «отстаивает» свои права на свободу и независимость индивидуума, жена «отстаивает» свое право женщины на карьеру и «гендерное равенство», ребенок приходит из школы и начинает «отстаивать» свои права ребенка как независимая от родителей личность. А где же семья?

Мы сейчас много говорим о традиции. Ищем смыслы и определения, но права семьи как общности у нас нет - и это важнейшее направление для работы. Ведь традиция у человека реально - одна. Она дана ему по факту и природе появления жизни - это семья.

2 минуты