55,3 тыс подписчиков
"Американская ночь" (Франция-Италия) и "История Адели Г." (Франция):
Американская ночь / La Nuit americaine. Франция-Италия,1973. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Жан-Луи Ришар, Сюзанн Шиффман, Франсуа Трюффо. Оператор Пьер-Уильям Гленн. Актеры: Жаклин Биссе(т), Валентина Кортезе, Дэни, Александра Стюарт, Жан-Пьер Омон, Жан Шампьон, Жан-Пьер Лео, Франсуа Трюффо, Нике Арриги, Натали Бай и др. Премьера 14 мая 1973. Премия Оскар (1973) за лучший фильм на иностранном языке. Премия BAFTA (1973) за лучшую режиссуру. 0,8 млн. зрителей (Франция).
В мировом кинематографе жанр исповеди встречается нечасто. Однако история искусства знает такие шедевры, как "8 1/2" Ф. Феллини, "Все на продажу" А. Вайды или "Зеркало" А. Тарковского.
"Американская ночь" стоит в этом ряду несколько особняком. Фильм Франсуа Тюффо (1932-1984) не претендует на философскую глубину или новаторство формы. Язык "Американской ночи" – мягок и лиричен. Мир кинематографа, мир взаимоотношений автора-режиссера (здесь Трюффо выступил как бы в роли самого себя), его актеров и персонажей показан в череде бытовых неурядиц, мелких конфликтов, неизбежных романов. Всё происходящее на экране, словно, иллюстрирует знаменитые ахматовские строки: "Когда б вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда"...
Франсуа Трюффо – большой ценитель женской красоты и артистического таланта не мог отказать себе в удовольствии пригласить на съемочную площадку Жаклин Биссе(т) ("Великолепный", "Бездна"), Александру Стюарт ("Закон выжившего") и Натали Бай ("Провинциалка", "Неделя отпуска", "Возвращение Мартина Герра")...
А что касается названия фильма, то «Американская ночь» прямого отношения к Америке не имеет. Просто этим термином называют дневные съемки, имитирующие на экране ночь. Ведь киноискусство – это, действительно, Великая Иллюзия...
Александр Федоров, киновед
(текст из проекта «Франсуа Трюффо: по волнам моей памяти», продолжение следует).
История Адели Г. / L’Histoire d'Adèle H... Франция, 1975. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Жан Грюо, Сюзанн Шиффман, Франсуа Трюффо (по книге "Дневник Адель Гюго" Франс В. Гия). Оператор Нестор Альмендрос. Актеры: Изабель Аджани, Брюс Робинсон, Сильвия Марриотт и др. Премьера 8 октября 1975. Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке и лучшей актрисе (И. Аджани) (1975). Премия «Давид ди Донателло» — лучшей иностранной актрисе (И. Аджани) (1976), приз Мельес (1976). 0,8 млн. зрителей (Франция).
…1863 год. Младшая дочь Виктора Гюго – Адель (Изабель Аджани) – в канадском Галифаксе разыскивает английского лейтенанта, в которого она влюбилась, когда жила в Великобритании. Лейтенант встречает ее холодно, но Адель пытается во что бы то ни стало вернуть его любовь…
Эта психологическая драма Франсуа Трюффо (1932-1984) поставлена на основе реальных фактов, но под кинопером выдающегося режиссера и в проникновенном исполнении Изабель Аджани, получившей за эту роль несколько престижных наград, приобрела новые краски.
Как всегда превосходна здесь операторская работа Нестора Альмендроса, создавшего исключительные по своему светоцветовому качеству портреты персонажей.
Нестор Альмендрос (1932-1992) успешно работал с Франсуа Трюффо в фильмах «Дикий ребенок» (1969), «Семейный очаг», (1970), «Две англичанки и Континент» (1971), «Мужчина, который любил женщин» (1977), «Зеленая комната» (1978), «Ускользающая любовь» (1979), «Последнее метро» (1980) и «Веселенькое воскресенье» (1983). Не менее значимо было его сотрудничество с такими режиссерами, как Эрик Ромер («Моя ночь у Мод», «Колено Клер», 1969; «Любовь после полудня», 1972; «Полин на пляже», 1983 и др.), Теренс Малик («Дни жатвы», 1976), Роберт Бентон («Крамер против Крамера, 1978; «Места в сердце», 1984 и др.), Алан Пакула («Выбор Софи», 1982). За операторскую работу в «Днях жатвы» Н. Альмендрос был награжден Оскаром.
Александр Федоров, киновед
(текст из проекта «Франсуа Трюффо: по волнам моей памяти», продолжение следует).
3 минуты
5 сентября 2023