Найти тему
59,9 тыс подписчиков

«Франсуа Трюффо: по волнам моей памяти»:


Франсуа Трюффо ( 6.02.1932 – 21.10.1984).

Знаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо (1932-1984) начинал как кинокритик, суровый ниспровергатель «устаревшего», «папенькиного» кино. Таким, по его мнению, был весь кинематограф, за исключением фильмов Альфреда Хичкока и некоторых других режиссеров, любящих эксперименты.

Желая на практике показать, как же надо ставить настоящие фильмы, ведущий критик журнала «Кайе дю синема» Франсуа Трюффо вместе с Жаном-Люком Годаром и Клодом Шабролем (1930-2010) возглавил яркое течение в мировом искусстве, названное «новой волной». Его основным творческим принципом стало обращение к жизни средних слоев общества, люмпенов, изгоев, эксперименты с формой и монтажом, съемки скрытой и ручной камерой.

 В творчестве Франсуа Трюффо отчетливо можно различить три главных направления.

Первое и, думается, самое важное из них – полуавтобиографический  рассказ о своем поколении, стремление (по-своему уникальное в мировой практике) проследить в фильмах разных лет жизнь одного и того же героя – Антуана Дуанеля – от детства («400 ударов») и юности («Любовь в 20 лет») до службы в армии и первых самостоятельных взрослых шагов («Украденные поцелуи»). От первых лет супружества («Семейный очаг») до зрелости и этапа подведения итогов («Ускользающая любовь»).

Во всех пяти фильмах сыграл один и тот же актер Жан-Пьер Лео, для которого Трюффо стал поистине крестным отцом в искусстве.

И я с удовольствием вспоминаю, как во время одного из кинофестивалей мне довелось встретиться и поговорить с Жаном-Пьером Лео о его работе с Франсуа Трюффо.

 Второе направление в творчестве Франсуа Трюффо – тема детства. Сюда, кроме «400 ударов», входят драматическая история европейского Маугли «Дикий ребенок» и наполненная блистательными импровизациями картина о школьниках 1970-х «Карманные деньги».

Любовь к пародии, стилизации отразилась на режиссерском пути Трюффо, автора монографий о творчестве мастеров западного детектива и триллера: в лихо закрученных фильмах «Стреляйте в пианиста», «Новобрачная была в черном» и «Веселенькое воскресенье».

И, наконец, вечная тема любви. Ей посвящены такие известные работы режиссера, как «Жюль и Джим», «Нежная кожа», «Сирена Миссисипи», «Зеленая комната», «Мужчина, который любил женщин», «Соседка».

Интонация многих из этих фильмов иронична и насмешлива. И в то же время эти изысканные по форме и музыкально-пластическому решению картины наполнены грустью, философской печалью, ощущением невозвратимости прошлого и горечи потерь. В этом и состоит, на мой взгляд, притягательная магия Франсуа Трюффо – сценариста и режиссера.

Итак, на своем канале «История кино» я начинаю серию коротких заметок о самых важных фильмах Франсуа Трюффо…

Александр Федоров, киновед
(текст из проекта «Франсуа Трюффо: по волнам моей памяти», продолжение следует).
2 минуты