3 подписчика
Из искры возгорится пламя?
Многие любители мрачного фентези знакомы с западными корифеями жанра, работавшими над созданием миров “Diablo”, Конана Варвара, Волкодава, «Dragon Age» и многих иных. Также немало современных геймеров, полюбивших небожественный мрак, знают и серию игр Dark Souls. Впрочем мало кто задумывается, в чём специфика данной игры. Конкретно, как повлияло японское происхождение на рецепцию жанра мрачного фентези? Попробую ответить на этот вопрос в этом кратком очерке. Естественно, мой ответ будет субъективен и не претендует на объективную Истину.
Для начала стоит отметить особенности жанра. Для мрачного фентези характерно противопоставление всего и вся канонам классического (или «Высокого», или «эпического») фентези. В частности, любители мрака постулируют если не равенство сил добра и зла, то хотя бы весьма сомнительной выставляют идею торжества добра в чистом виде. При этом нередко мы видим господство серой морали и отказ от классических героики (превалируют антигерои). Персонажи уже не ставят перед собой глобальных задач, вместо этого они просто выживают в этом ужасном и яростном мире.
Исходя из этой характеристики, можно сделать вывод о неком нигилистическом позыве в сердцевине жанра. Впрочем, так только кажется, на самом деле в центре жанра поиск человеческой сути. Как Сократ, авторы мрачного нарратива призывают познать самого себя. И частенько, внутри наших благих намерений лежит зло, пуcкай и не древнее и не великое, а наше родное маленькое злецо.
Как только мы осознаём нашу гнилость, мы оказываемся в ином контексте. Перед нами уже не бессмысленная борьба титанов света и тьмы, но эпилог истории человечества. Зачастую авторы мрачного фентези прямо или косвенно обращаются к финальной книги Библии – Откровению Иоанна Богослова, более известной под греческим названием Апокалипсис. Обращение к концу неслучайно. Авторы преследуют ту же цель, что и Ф. М. Достоевский, то есть они пытаются поймать человека в самой крайней точке его бытия. И иногда, надо признать, им это удаётся (тот же Р. Кнаак по праву считается виртуозом не только фантастики и фентези, но и художественной прозы).
Творчество Р. Кнаака, современного фентезийного писателя из США повлияло/сформировало сразу три вселенные: Diablo, WoW и его собственную. Книги на фото представляют неплохую подборку по вселенной «Diablo», к ним же рекомендую «Войну Греха» трилогию-приквел. Каждая из книг — это законченная история, вписанная в лор игр.
Теперь, когда наш взгляд охватил европейский нарратив, который основан на философской и религиозной базе прежних эпох (в первую очередь на средневековом синтезе античного знания и еврейской религиозности вкупе с дохристианской языческой платформой), можно посмотреть на вселенную тёмной души под другим углом.
Каковы особенности лора «Dark Souls»? Во-первых – это многочисленные заимствования из европейской (по большей части) мифологии. Там очень много прагерманских, скандинавских и, отчасти, античных сюжетов. Перед нами настоящий постмодерный коллаж с множеством отсылок на различные мифы и сказания древности. Тут и языческие божества, и «тёмное происхождение» людей, и дионисический сюжет мистериальной жертвы и ухода в чистую стихию огня и множество иных отсылок.
Во-вторых, стоит отметить тесную взаимосвязь между мифологией Запада и религиозностью Востока. Разработчики мира тёмных душ осознанно используют идеи пантеизма и дуализма мира, свойственные индийской и китайской религиозно-философским традициям. Здесь вы может найти немало сообщений о вечном ритуале в духе конфуцианства, да и идея реинкарнации буквально сопровождает протагониста всю игру, уж
3 минуты
4 сентября 2023