1978 подписчиков
Лингвокультуроло….. что?
Обычно именно так реагируют люди, когда слышат название моей диссертации, а для меня это как музыка.
Только послушайте: «Лингвокультурологическая репрезентация школьного дискурса».
После полностью озвученной версии глаза слушающих округляются. А если упрощенно, то диссертация о школьном языке. Через речь мы транслируем своё мироощущение, поэтому, и исследуя речь школьников, можно понять, что им нравится, а что нет, как они относятся к реалиям жизни.
Например, уже в третьем классе ассоциации со словом «Школа» такие: «от школы можно повеситься», «ад», «мучение». А ведь если такое восприятие в начальной школе, что уж говорить о старшей?
Отрицательных ассоциаций по всем классам в три раза больше, чем положительных.
Со словом «Учитель» ассоциации разные: от «добряша», «сэнсей», «пожилая женщина» до «нищеброд», «раб», «замученный». И угадайте что? В начальной школе положительных ассоциаций 50 процентов, а чем мы ближе к старшей, тем больше отрицательных.
Что приятно порадовало, так это ассоциации к слову «Классный руководитель»: «вторая мама», «ангел спаситель», «адвокат». Сразу видно, насколько дети ценят то добро, которое несут их классные руководители. Это обнадёживает.
А видели бы вы ассоциации к слову «ЕГЭ»...
Результаты исследования настолько интересны, что, когда я выступала с защитным словом, меня не могли остановить, ведь стольким важно было поделиться.
Всего проанализировано сорок слов. Благодаря ассоциациям мы получили доступ к сознанию учащихся, и результаты нам не понравились. В школьной системе давно пора что-то менять, а ассоциации учеников это только подтвердили.
Что вас удивило? Или, наоборот, всё предсказуемо? Было бы интересно услышать о других словах: ЕГЭ, ученик, добро, семья, директор и т.д. Пишите в комментариях.
1 минута
2 сентября 2023