Найти в Дзене
2333 подписчика

О демпфере (обновление расклада от 6 мая в Премиум-клубе)


Люди регулярно громко возмущаются, почему при падении мировых цен на нефть внутрироссийские цены на бензин не падают, однако скромно молчат (но в душе удивляются), когда котировки Brent растут, а топливо на наших заправках не дорожает. В пример любят приводить США, где цены на АЗС послушно ходят за мировыми рынками.

Причиной того, что в России бензин не дешевеет никогда, в народе дружно считали монопольный сговор нефтяных компаний. Небезосновательно, конечно, конкуренция у нас развита еще слабо.

Однако реальной основной причиной всегда были налоги и акцизы, доля которых в цене литра топлива составляет 60-70%. Они-то не зависят биржевых котировок Уолл-стрит.

В 2019 году порядок взимания топливных акцизов серьезно усложнился. Правительство создало демпфирующий механизм для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке в России.

В общих чертах: если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей сверхприбыли от внутренних продаж топлива.

За 2022 год возмещения по демпферу из бюджета нефтяникам составили 2,166 трлн руб. В 2021 году они равнялись 674,5 млрд рублей. В 2020 году из-за рыночной конъюнктуры нефтяники заплатили в бюджет по топливному демпферу 356,6 млрд рублей. В 2019 году бюджет заплатил нефтяным компаниям по демпферу 282,2 млрд рублей.

В разрезе конкретных компаний: в прошлом году Роснефть получила около 1 трлн, Лукойл - около 500 млрд, Татнефть - 278 млрд. Сравните эти выплаты с чистой прибылью компаний за год: Роснефть - 813 млрд по МСФО, Лукойл - 790 млрд по РСБУ, Татнефть - 285 млрд по МСФО.

В январе-июне текущего года выплаты составили 542,6 млрд рублей против 1,28 трлн в аналогичном периоде 2022 г.

С 1 сентября 2023 г. по 31 декабря 2026 г. действует закон о донастройке формулы демпфера. Выплаты по бензину и дизтопливу будут рассчитываться с коэффициентом 0,5, что сэкономит бюджету от 50 до 100 млрд рублей ежемесячно.

Нетрудно предположить, что урезание выплат по демпферу сократит доходы нефтяных компаний, что приведет либо к росту внутренних цен на топливо, либо к падению прибылей и дивидендов. Задача государства - сохранить баланс интересов, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Цены на заправках растут уже все лето и продолжат расти.

Как видим из недавних отчетов, у нефтяников дела идут отлично, и, как говаривал министр финансов Лившиц, надо делиться. Однако резать курицу, несущую золотые яйца, глупо, поэтому сильно бизнес не пострадает.

2 минуты