34,3 тыс подписчиков
#lacewars_Ликбез #lacewars_ww2
Когда в 1929 году мировой финансовый кризис докатился до Германии, многие люди потеряли работу и веру в Веймарскую республику. В свою очередь правительство как будто не понимало, какие действия нужно предпринять, чтобы противостоять кризису, поэтому на фоне слабости центральной власти и растущего недовольства населения начали стремительно набирать популярность политические радикалы. На последних выборах перед Великой депрессией нацисты получили лишь 2,6% голосов (12 мест в Рейхстаге), но в 1930 году общее количество отданных за них голосов увеличилось до 18% (107 мест).
Следующие выборы президента республики и депутатов Рейхстага были запланированы на 1932 год, и нацисты были решительно настроены на победу. Им невольно подыгрывал действующий президент Пауль фон Гинденбург, в прошлом – фельдмаршал и главнокомандующий на Восточном фронте в Первой мировой войне. Гинденбург собирался баллотироваться на второй подряд семилетний президентский срок, однако из-за преклонного возраста толком не вел никакой предвыборной кампании, полагаясь на свою репутацию и славу полководца Великой войны. Гитлер же, который также баллотировался, напротив разъезжал по стране и активно выступал перед народом с речами. Нацисты массово использовали наглядную агитацию, расклеивая листовки и вывешивая плакаты, а также транслировали свои передачи по радио.
Несмотря на все усилия, Гитлер в итоге те выборы проиграл, однако приобрел миллионы сторонников по всей стране. Также, и это отмечали многие наблюдатели, он выгодно отличался от Гинденбурга молодостью и энергией. Действующий президент словно олицетворял собой ушедшую эпоху и старую прусскую военную аристократию XIX века. На его фоне 43-летний Гитлер смотрелся не только «огурцом», но и настоящим кандидатом из народа. Это была дуэль прошлого и будущего.
Президентские и парламентские выборы проходили с разницей в три месяца, и хотя первые Гитлер проиграл, партия нацистов получила в этой гонке большую известность, поэтому, когда пришла очередь выбирать депутатов Рейхстага, НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия) получила наибольшее количество мест среди всех партий в более чем десятилетней истории Веймарской республики. Более тринадцати миллионов голосов или 37% от общего числа избирателей – почти вдвое больше, чем у партии, занявшей второе место. В итоге нацисты получили 230 мест в Рейхстаге, и хотя у них не было абсолютного большинства, они теперь могли блокировать любые инициативы других партий, так что при попытке принять любой закон требовалось согласие и участие депутатов от НСДАП.
Коммунистическая партия Германии получила 14% голосов, что позволяет предположить, что большинство немцев (37% за нацистов и 14% за коммунистов) проголосовали за партии, выступавшие против Веймарской республики и демократии. Хотя на очередных выборах в Рейхстаг в конце года число голосов за нацистов снизилось (33,1% и 196 мест) и увеличилось число голосов за коммунистов, половина электората снова проголосовала за две партии, выступающие против демократии. Нацистская партия по-прежнему контролировала достаточно мест, чтобы помешать правящей коалиции действовать без ее поддержки. Поэтому в новый, 1933 год Веймарская республика вступала в состоянии парламентского кризиса.
Советники из окружения Гинденбурга просчитались, полагая, что смогут контролировать Гитлера, и призвали пожилого президента дать тому должность, и тем самым прийти к компромиссу. 30 января 1933 года торжествующий Гитлер стал новым рейхсканцлером. Некоторые иностранные наблюдатели не поняли смысла такого развития событий. В статье «Нью-Йорк Таймс» от 31 января говорилось: «Гитлер откладывает цель стать диктатором», а редактор газеты в своей колонке успокаивал читателей: «Таким образом, нет оснований для немедленной тревоги».
3 минуты
1 сентября 2023