Найти тему

Поделюсь некоторыми соображениями о текущем моменте в образовании.


Начну немного издалека.
С того, с чего вообще начинается разговор об обучении в школе.

Вопреки расхожему мнению, что "школа учит" должен сказать, что в самой этой постановке вопроса кроется глубокая ошибка.

На самом деле никто никого в школе не "учит". И не может "учить", поскольку ученик САМ учится, то есть усваивает те знания, умения и вырабатывает навыки (первичные!!), которые мы предлагаем ему усвоить (присвоить, осмыслить, понять, овладеть...)

Поэтому функция учителя в данном случае - помочь ему (заставить его в некоторых случаях, сподвигнуть, замотивировать) и правильно (с точки зрения логики предмета) методически разложить его учебный маршрут, подкидывать ему новые задания на закрепление, на лучшее усвоение и понимание.
Функция учителя - это внимательное наблюдение, направление, разъяснение, подбор нужных аргументов и примеров, оценка посильности заданий, выявление ошибок на пути усвоения (вовремя присекать ошибки) и т.д.

При этом учитель конечно же должен ГЛУБОКО и всесторонне знать как свой предмет, так и особенности возрастной психологии, специфику работы высшей нервной системы у детей и подростков, владеть широким набором методических приемов для усвоения разных дидактических единиц учебной программы...

Но главное - он должен быть предельно внимательным и чутким к ученику. Поскольку именно эта чуткость и внимательность, умноженная на арсенал методического опыта и знаний психологии только и может дать эффект.
Это та работа, которую не может выполнять лаборант ("тьютор"), это не работа родителя (он не владеет ни методиками, ни предметом, ни опытом работы с сотнями детей этого возраста). Эту работу НЕВОЗМОЖНО поручить искусственному интеллекту, как бы этого не хотели компьютерные фрики и высокие начальники.

И самое интересное, что это не то, о чем нам пели "гуманисты" - "педагоги" а-ля Руссо или Амонашвили.
Вместе с тем, это и не то, что иногда видишь в практике работы "учителя" "закройротсядьнаместо". Плетью не вдолбишь знаний.
Оба варианта, разумеется - крайности.

Важно иное.

Сегодня хороших учителей, обладающих названными выше профессиональными качествами и умениями становится все меньше, а юная поросль идет в школу (где только и возможно самим научиться этому всему) крайне неохотно.

Причины извнестны, первая из них - финансовая! Вторая - организационная.

Главная же причина происходящего в том, на мой взгляд, что управленцы в образовании обмельчали.

Причем на всех уровнях - от министерского до директора школы и рядового завуча. Смотришь, что они произносят, что пишут, что ставят в качестве задач и целей и понимаешь, что перед нами - люди-функции, зачастую случайные и очень часто просто некомпетентные.

Вы можете построить хоть 30 000 самых современных школ, напичкать их всем нужным оборудованием, обустроить быт и определить туда детей, но если не будет кадров (в равной степени - учительских и управленческих!), то все это внешнее благолепие будет пустым и безжизненным, не наполненным никаким смыслом, имуществом.

Интересный факт: вице-губернатор Санкт-Петербурга, Ирина Петровна Потехина в ходе августовского педсовета озвучила актуальную на блажайшие годы потребность города в педагогических кадрах - если не ошибаюсь, около 10 000 человек!! И это только один субъект Федерации!

Давайте умножим эту цифру на число субъектов?

Об этом, интересно, кто-то задумывается вот так, в реальном исчислении в пересчете на годы, так чтобы план составить работы? С последующей декомпозицией этого плана на уровень районов, отдельных школ?

Я не слышал о существовании подобных планов.

Но как без них?

Откуда возьмутся те самые - внимательные, подготовленные и замотивированные (привет товарищу Силуанову) работники, о которых я сказал в начале?

Когда я услышу о существовании таких планов и когда увижу, как мы их реализуем и контролируем - тогда я готов буду сказать, что в стране есть Система образования.

Пока же есть совсем иное. Что-то разрозненное и бессмысленное.
3 минуты