Не так давно Голливуд продал миру историю о создании первой атомной бомбы. Именно «продал» и речь не об успехе в прокате. Да, рейтинг высок, а бюджет окупился дважды в течение первой же недели. Продал, потому что биография «отца атомной бомбы» Роберта Оппенгеймера затмила трагичность применения его детища, вызвала сочувствие к нему, сопереживание его команде и даже некоторую гордость за их достижение. Нелицеприятная глава в истории США нашла красивую обложку в виде благих намерений и последующих моральных терзаний этого незаурядного ученого.
Откровенно говоря, я не знала и до сих пор не уверена в том, атомы какого вещества убили более 220 000 тысяч человек в Хиросиме и Нагасаки (и это только в первые дни после взрыва). Научные, исторические и биографические детали отходят на второй план из-за попыток понять последовательность событий. Смешанная документально-художественная подача сюжета усугубляется блужданием по разным отрезкам биографии Оппенгеймера, выстроенным не в хронологическом порядке. А изложение от третьего лица – антигероя Льюиса Штрауса – запутывает зрителя еще больше.
Исходя из сюжета фильма, Льюис Штраус – циничный и расчетливый карьерист, считающий Оппенгеймера позером, неискренним в его раскаянии, способным заново изобрести это оружие массового поражения. Ну а поскольку Льюис Штраус – отрицательный персонаж, значит его оппонент Оппенгеймер – персонаж положительный. Соответственно искренность его раскаяния – вне всяких сомнений. На меня этот прием произвел впечатление манипулирования мнением зрителя.
По сюжету фильма вероятность неконтролируемой цепной реакции, то есть распространения взрыва на всю планету, была близка к нулю. Именно близка к нулю, а не равна нулю. То есть мир в момент первого испытания атомной бомбы в пустыне Лос-Аламос буквально висел на волоске, поскольку никто не знал исхода этого испытания. Однако, потраченные правительством США 2 млрд. долларов и, возможно, амбиции Оппенгеймера и членов его команды не позволили отказаться от продолжения работы. Далее, Оппенгеймер, как человек, владеющий информацией о силе взрыва, участвовал в подборе целей для удара. По его словам, сказанным спустя несколько лет, он «выполнял свою работу», хотя Германия к тому моменту была уже повержена, да и Япония не представляла существенной угрозы.
Последующие попытки Оппенгеймера ограничить исследования в области разработки водородной бомбы и лишение его допуска к секретным разработкам в результате интриг окончательно представляют Оппенгеймера в качестве жертвы системы. Гонка вооружений превращается в ту виртуальную неконтролируемую цепную реакцию, предсказать которую не мог никто. Величайший ум повержен, его научная карьера растоптана, его душевные переживания не вызывают сочувствия, его достижения обесценены из-за подозрений о связи с коммунистами. Он – жертва собственных заблуждений и интриг, а значит симпатии зрителя должны быть на его стороне. Продано!
2 минуты
28 августа 2023