21,6 тыс подписчиков
Несколько дней назад я писал о способах обработки информации - поэзия, история (story), драма, игра. Самое интересное здесь - то, как эти способы взаимодействуют. Скажем, из поэзии можно сделать прозу (Стихи Браунинга и "Темная башня" Стивена Кинга), из истории - драму (тысячи отличных экранизаций), из драмы - игру (игры по фильмам). Но в обратную сторону это работает плохо. Скажем, нет ни одной великой книги, написанной по фильму. И ни одного великого фильма, снятого по компьютерной игре (хотя попытки были и немало).
Здесь главный соблазн - использовать на предыдущем уровне инструменты последующего. Скажем, пытаться делать фильм-игру или книгу-кино, книгу-игру. Попытки тоже есть, но они неудачны.
Видимо, если работаешь на предыдущем уровне, со следующего нужно брать не инструменты, а что-то другое. Мысли, энергию, эмоции, атмосферу. Как Блок брал у Толстого (а весь серебряный век у Эдгара По). Писать книгу не инструментами кино, а так, чтобы она производила впечатление, как кино. И кино снимать не так, чтобы оно внешне выглядело, как компьютерная игра, а чтобы оно воздействовало на зрителя, как компьютерная игра.
Приведу пример немного из другой области, но на самом деле в точности об этом. Театр невозможно зафиксировать на пленку. Любая видеозапись, даже очень качественная, не передает атмосферу, обаяние спектакля, не создает эмоцию. Однако есть способ зафиксировать спектакль и передать атмосферу, обаяние и эмоции. Это - пересказ спектакля чутким и владеющим словом зрителем. Как ни странно, прочитав или услышав такой пересказ, вы скорее почувствуете себя зрителем в зале, нежели если посмотрите видео.
Вот здесь то же самое.
1 минута
28 августа 2023