462 подписчика
Небольшая по размеру икона "Чудо о Флоре и Лавре" XVI века является примером народного творчества крестьян Русского Севера. Небогатое северное население не могло себе позволить приобретать иконы профессиональных мастеров, а желание иметь образ Господа, Богородицы и святых покровителей было сильным. Так появляются богомазы - народные иконописцы любители, которые рисовали иконы не только для красного угла крестьянских изб, но порой их произведения украшали сельские часовни и церквушки. Будучи частью крестьянской среды, они вкладывали в иконопись народное восприятие. Качество народных икон было разным. Данная икона более похожа на лубок - народную картинку. Более того, сюжет немного отличается от канона. Предание о "Чуде..." пришло на Русь с Балкан в XIV веке, в Греческой Церкви его нет. Сюжет повествует о том, что Архангел Михаил научил Флора и Лавра управлять лошадьми, а в целом он говорит о целостности мира: божественное благословление, обучение через посланника и использование дара для пользы людей. В композиции канонического образа внизу под Флором и Лавром присутствуют переданные от Архангела два коня под седлами и в сбруе. Их цвета белый и черный - символ дня и ночи. На нижнем ярусе изображены пастухи с табуном разноцветных коней. Пастухи не простые, это святые мученики родные братья - близнецы Спевсипп, Мелевсипп и Елевсипп. Их имена переводятся как: Спевсипп - «ускоряющий бег коня», Елевсипп — «гонящий коня», Мелевсипп — «ухаживающий за конем». Они жили во II веке в Каппадокии и до принятия христианской веры были конюхами при храме богини судьбы Немезиды. За исповедование веры их подвергли мучениям, но они не отреклись от Христа. Для крестьян-землепашцев конь являлся основой труда, помощником и надеждой на богатые плоды от своей деятельности. От этого святые Флор и Лавр, как покровители коней, стали почитаться на Руси, а храмы, часовни и иконы в их честь имели широкое распространение. Однако на народной иконе сюжетная композиция нарушена. Отсутствуют белый и черный кони, а святые братья-близнецы представлены обычными пастухами (над их головами не изображены нимбы - символ святости). Изображение коней имеет большую схожесть с народной игрушкой. Вероятно, народному иконописцу не хватало образования и не все символы иконографии были для него понятны. Иконописец выделил только главных действующих лиц, что делало образ понятен для верующих. Несмотря на отступления от канонического сюжета, данная икона "Чуда о Флоре и Лавре" является примером народного творчества предков и по праву может занимать место в любой музейной коллекции Северного письма.
Фото:
1. Народная икона "Чудо о Флора и Лавре" XVI в.
2. Каноническая икона "Чудо о Флоре и Лавре" XVI в.
2 минуты
24 августа 2023