9941 подписчик
Диего Веласкес написал картину, у которой три названия.
"Венера у зеркала", "Рокеби Венера", и "Туалет Венеры". Все три можно использовать свободно, как кому нравится. Единственное, что объединяет все эти три названия — это Венера, богиня любви и красоты. Диего Веласкес изобразил её в чувственной позе, лежащую на кровати и смотрящуюся в зеркало, которое держит Купидон. Художник очень рисковал, когда писал картину. Чтобы понять это, нужно обратиться к истории.
Картина была написана в период золотого века в Испании, этот период славился не только блестящими работами художников, но и тем, что свирепствовала инквизиция, которая была самой жестокой в Европе. Обнажённая натура не приветствовалась совсем и более того, за неё могли казнить. Поэтому обнаженная натура была чрезвычайно редкой у испанских художников семнадцатого века.
Как же художник смог уберечься от цензуры? Всё просто: он изобразил именно богиню, а не конкретную женщину в голом виде. Поэтому картина стала не портретом с обнаженной натурой, а именно мифологическим объектом, что не возбранялось. Можно было обойти правила и сравнить себя с художниками и скульпторами античных времён, которые изображали богов. Поэтому художнику за картину ничего не было, и картина нашла на 150 лет себе место в лучших придворных домах Испании, до тех самых пор, пока её не выкупили в 1813 году для загородного дома в Англии Рокби-Парк в Йоркшире. А затем в 1914 году картина переместилась в Национальную галерею в Лондоне, где сейчас и находится.
В XVII веке картина была свободна от порицания, все поняли замысел художника, но вот в XX веке нашёлся человек, который её не одобрил. Так в 1914 году она подверглась нападению и была серьезно повреждена суфражисткой Мэри Ричардсон, которая так выразила акт неповиновения.
Всё закончилось хорошо и благополучно. Картину восстановили и сейчас она вновь украшает зал в Национальной галерее, привлекая к себе внимание ценителей прекрасного.
Одно непонятно: зачем именно искусство становится объектом для выражения своего протеста или каких- либо других убеждений? Ведь случай с этой картиной не единственный. Так было, например, с картинами Винсента Ван Гога недавно, подобный случай произошёл с картиной Рембрандта «Данаей», да и «Моне Лизе» доставалось пять раз. Тут еще можно вспомнить картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и ничего кроме славы Герострата вандалы не добивались. Думаю, это вопрос уже риторический.
2 минуты
23 августа 2023
134 читали