Найти тему

О ФОРМАЛИЗМЕ В ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

О чем печалится мое сердце в последнее время? Все о том же: нельзя сводить религиозную жизнь лишь только к внешней обрядовости. Но к сожалению, где бы я ни был, где бы не посещал храмы и монастыри, она есть.

И сводится она к узкому восприятию христианства, моего любимого православия.

Состоит оно и базируется на штампах и предрассудках, возникших в церковной среде от отсутствия знаний о предмете веры и аскетического наследия святых отцов, и много чего еще.

Бесконечные предписания, наборы инструкций о том, кому молиться, как молиться, сколько молиться, где свечку поставить, что домой приобрести со святого места и т.д. И особо ничем не отличается подобное советы и рекомендации от формализма и бездушной канцелярщины, что поглотила еврейское общество во времена Христовы. А после повторилось в синодальное время в России, благодаря церковным реформам Петра Первого.

А в итоге что? - отсутствие живой веры. Живого контакта с Богом. Здесь и молитва превращается в рутину - обычную вычитку. Такое же отношение к таинствам, богослужению, духовному чтению. Исповедь превратилась в еженедельный или ежемесячный отчет о грехах. Неким пропуском ко причастию. Причастие и подготовка к нему - лишь временному пребыванию со Христом и во Христе. Службы просто отстаиваются.

Подобное отношение к христианству рождает бездушный формализм. Где нет места творчеству и свободе во Христе, а лишь бесчувственный тоталитаризм и авторитарность. От того не встречают в храмах людей с радостью и любовью, с терпением и кротостью потому, как не имеют встречающие правильных понятий об этих предметах. А ведь это люди стоящие за свечными ящиками и в церковной лавке, а порой и само духовенство, о чем неоднократно упоминал патриарх Кирилл, на ежегодных собраниях Московской епархии.

Мы перестали верить в то, что будучи христианами можем радоваться, быть счастливыми, повторюсь - свободными, иметь плоды святого Духа(по апостолу Павлу), молиться с усердием и вниманием, любить воздержание и иные добродетели. Все сводится лишь к внешнему церковному поведению. Отсюда и потеря интереса к родной вере соотечественников.

Люди из мира смотрят на нас и, к сожалению, не видят того, о чем мы пытаемся говорить постоянно, но часто бездушно. А ведь и они приходят в Церковь получить утешение от Бога и святых. И ждут добра от нас, людей верующих. А мы что? Отделаемся стандартной фразой и до свидания.

Если мы не позволим Творцу преобразить душу, наполнить ее Божественной любовью, то на кого ровняться тем, кто делает робкие шаги в сторону Бога?
О ФОРМАЛИЗМЕ В ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ О чем печалится мое сердце в последнее время? Все о том же: нельзя сводить религиозную жизнь лишь только к внешней обрядовости.
2 минуты