Найти тему

Как правильно нарушать правила?

Читаю интервью одного нашего выдающегося кинематографиста. Интервью чуть менее чем полностью посвящено одной горячей теме – как плохо, что сценаристов учат писать сценарии по правилам. И что для того, чтобы создать выдающееся кино, нужно все правила нарушать. Причем в качестве примера злых подлых правил, которые нужно нарушать, кинематографист рассказывает какой-то глупый миф – типа, в сценарных правилах написано, что должно в сценарии происходить на седьмой странице, а что - на семнадцатой. Из чего я делаю вывод, что правил написания сценарий он не то что не знает, и не умеет их применять, но даже очень-очень смутно представляет о том, что это за правила. Примерно через неделю после этого интервью я посмотрел фильм этого кинеметографиста. Фильм был категорически, зашкаливающе, эталонно плохой. Снятый как будто первокурсником. Разумеется, в прокате он с треском провалился и получил разгромные рецензии прессы и шквал издевательств от блогеров.

К чему я все это рассказываю.

Давайте разберемся – нужно ли соблюдать правила? Или нужно их нарушать? И почему когда одни нарушают правила, они создают великие книги, фильмы, компании, государства? А другие – какую-то шнягу.

И почему одни, соблюдая все правила, делают скучные и выхолощенные творения? А другим соблюдение правил не мешает создавать шедевры?

Ведь вроде бы и те и другие делают одно и то же, а результат почему-то получают разный.

То, да не то.

Может быть, вообще дело не в правилах?

В правилах. В их, родимых, все дело.

Что такое вообще правила? Это некий концентрат предыдущего опыта. Например, ребенок схватил рукой горячую сковородку, обжегся, вывел правило – нельзя хвататься за горячую сковородку.

А когда человек подрастает, он учится пользоваться не только своим опытом, но и опытом других людей. Скажем, он видит, как его одноклассник поспорил с учителем и получил двойку за поведение. И вот выводится новое правило – с начальством спорить нельзя.

Соблюдение правил – это способ получать стабильный результат раз за разом. Если вы варите суп и каждый раз смешиваете одни и те же ингредиенты в одном и том же порядке и обрабатываете их в одном и том же температурном режиме, вы получите каждый раз один и тот же суп. Один и тот же. Не лучше и не хуже.

Если ваша задача – получать стабильный результат, вы должны очень хорошо изучить правила и их соблюдать. Это работает совершенно одинаково и в кулинарии и в творчестве и в бизнесе и в отношениях. Где угодно.

А что делать, если вы хотите получить выдающийся результат? Экстраординарный? Такой, какого пока что не достигал никто?

Правильно, вам нужно нарушать правила.

Стабильный результат, который дает соблюдение правил, стабилен в обе стороны. Он всегда не ниже положенного, но и не выше.

Бессмысленно делать одно и то же в надежде когда-нибудь получить другой результат.

Нужно попробовать сделать что-то другое.

Нарушить правило.

Потому что любое правило, которое дает вам возможность расти, затем становится вашим ограничением. Оно уменьшает риск, но оно уменьшает и ваш выигрыш.

И это ограничение можно пробить, если нарушить правило.

Однако нарушать правила тоже нужно уметь.

Проблема коллеги-кинематографиста, снявшего плохой фильм, не в том, что он нарушал правила. Проблема в том, что он их тупо не знал. Он их не нарушал. Он их просто в упор не видел. Если угодно, снимая свой фильм, он садился на раскаленную сковороду голой задницей и пытался убедить нас (и себя) в том, что ему сидится вполне комфортно.

Нельзя хватать раскаленную сковородку. Это правило. Вы тысячу раз схватитесь за раскаленную сковородку и тысячу раз получите ожог. Можно ли найти способ обойти это правило?

Ну да, если надеть на руку рукавицу.

Хобана.

Вы нарушили правило и получили совершенно другой результат. Сковородка в вашей руке и вам не горячо. Вы пробили ограничение.

Найдя способ обойти правило, вы создаете новое правило, которое может принести вам совершенно другой результат.

Умение нарушать правила – это навык. Его можно прокачивать. Как мышцы.

Ваш
Как правильно нарушать правила? Читаю интервью одного нашего выдающегося кинематографиста.
3 минуты