Найти тему

Что делать, если в коллективе токсичная атмосфера?


Друзья, спасибо за ваши реакции на вчерашний пост. Видим, что тема нездоровой атмосферы в коллективе очень актуальна. Как вы и просили, подготовили «эффективную стратегию выживания» 😉

С чего стоит начать — найти источник токсичности. Это может быть вышестоящий руководитель, либо это ваш коллега или кто-то, кто участвует с вами в одном проекте.

Затем надо определить мотивацию этого человека — почему он так себя ведёт? Может, он хочет власти? Или забрать часть ваших обязанностей, или получить вашу должность? Или ему просто не хватает внимания, и таким способом он самоутверждается. Когда вы определите мотивацию человека, вам будет проще строить диалог.

Диалог — это следующий шаг для мирного урегулирования. Постарайтесь во время общения не обвинять человека и не вешать на него ярлыки. Не говорить «Ты токсичный, с тобой невозможно работать», а доносить мысли через я-послание. Объяснить, что вам неприятно, как его поведение влияют на общий результат или конкретно на ваш.

Ещё один способ справиться с токсичной атмосферой — выстроенные личные границы. Попробуйте договориться о новых правилах взаимодействия. И если вы не готовы обсуждать какие-то вопросы, не готовы брать дополнительные обязанности, которые на вас навешивают, говорите об этом открыто.

Однако бывает и так, что все предложенные меры не работают. В таких случаях можно привлечь HR, чтобы он выступил как модератор. То, что у вашего диалога появится свидетель, поможет поддерживать договорённости.

Но и присутствие кого-то третьего не всегда панацея. Тогда есть смысл поговорить с руководителем о том, чтобы вам сменили напарника по проекту, если такое возможно, или уменьшили количество вашего взаимодействия.

Но если все перечисленные меры не помогают, то единственно возможным вариантом станет поиск новой работы — в конце концов, ваше эмоциональное состояние прежде всего. То есть если вы понимаете, что уровень токсичности не оправдывает ни доход, ни другие бонусы, за которые вы держались, тогда выходите на рынок труда.

❗️Но всё это работает только в том случае, если речь идёт о неприятностях с коллегой. Потому что если главным источником токсичности является руководитель, он будет создавать подобную атмосферу во всём коллективе. Вам в принципе будет сложнее справиться с этой ситуацией, потому что у руководителя больше зоны влияния. Тогда вам останется либо смириться с тем, что есть — если есть что терять в плане дохода или профессионального роста — либо всё-таки увольняется и искать более благополучное место. Потому что — ещё раз это подчеркнём — ваше эмоциональное состояние важнее.

У вас бывали случаи, когда приходилось увольняться из-за нездоровой атмосферы в коллективе? Поделитесь своими историями в комментариях ⤵️
2 минуты