Найти тему
146,6 тыс подписчиков

26 августа 1942 года один из участков обороны 42 армии на Пулковских высотах под Ленинградом держала снайперская группа 20-летнего сержанта Николая Красношапки. Высокий, крепкий парень с Донбасса (почти всю жизнь прожил в Лозовом Енакиевского района) внимательно следил за противником, как будто чувствовал, что вот-вот начнётся.


 Неожиданно тишину нарушили взрывы немецких снарядов и началось. Минут 40 немецкая артиллерия била не переставая. Потом всё стихло и вскоре послышалась немецкая речь. На высотку, где окопались снайперы двигались немецкие цепи.

Первым выстрелом Красношапка снял офицера, и начался бой. Пока враг успел приблизиться к окопам, счёт Николая пополнился ещё на 10 немцев.

Вскоре боец заметил, что два десятка пехотинцев врага двигаются непосредственно на его окоп. Винтовку отложил, метнул гранаты. Немцы откатились, оставив впереди 6 тел, но по приказу офицера снова двинулись вперёд. Гранатой Красношапка «уложил» ещё пятерых, оставшиеся трое рванули к нему, пытаясь скрутить. С двумя он справился в рукопашной, третий в страхе рванул к своим.

Николай попытался «достать» его из винтовки и в эту минуту получил ранение в плечо. Теперь он не мог стрелять, но оставались гранаты. Он успел выхватить одну из-за пояса, но теперь уже осколок угодил ему в грудь.

Отчаянным усилием он сумел метнуть гранату. Видя, что командир серьёзно ранен, к нему кинулись два бойца. Один из них был убит, а второй ранен. Красношапка продолжал метать гранаты. Когда оставалась всего одна, он вместе с ней шагнул из окопа навстречу приближавшимся фашистам. Парень из Донбасса сдаваться не собирался.

И в этот момент к нему подбежали бойцы Мохов и Гавриков. Они отогнали фрицев выстрелами, наскоро перевязали командира и хотели вынести его с поля боя.

Но он приказал позиций не покидать. Когда подошло подкрепление, фашисты отошли, оставив перед позицией снайперов порядка сотни тел. Сержанта Красношапку унесли на перевязку.

Видно было, что он уже «уходит». Когда временами приходил в сознание, только спрашивал, отогнали ли фашистов. А потом попросил повернуть его лицом к Ленинграду и долго лежал, устремив взгляд на город. А потом окружающие услышали его последние слова – о том, что после войны город на Неве станет ещё красивее.

Николай Маркович Красношапка, сержант 82 полка войск НКВД по охране железных дорог, был посмертно награждён орденом Ленина.
26 августа 1942 года один из участков обороны 42 армии на Пулковских высотах под Ленинградом держала снайперская группа 20-летнего сержанта Николая Красношапки.
1 минута
414 читали